5. Философия эпохи эллинизма.
Хронологическими рамками этого этапа являются III в. до н.э. – VI в. н.э. В эту эпоху не было создано принципиально новых философских систем, происходит обоснование и частичное обновление старых. Эпикуреизм опирался на атомистическое учение Демокрита, стоицизм – учение Гераклита о природе и Логосе, скептицизм – взгляды софистов, неоплатонизм – учение Платона.
В древней Греции происходит упадок прежней полисной демократии. Начиная с Александра Македонского, все полисы были объединены, утвердилась монархическая форма правления. Впоследствии Греция в качестве провинции вошла в состав Римской империи. Вопрос о воспитании гражданских добродетелей, служения своему полису перестает быть актуальным. Поэтому в центре внимания философии эпохи эллинизма оказались проблемы этики. Идея активности человека в мире сменилась проблемой успокоения, утешения человека, достижения не общего блага, а личного счастья. Выдвигается этический идеал мудреца – человека, сумевшего если и не стать счастливым, то, во всяком случае, нашедшего правильный способ отношения к миру. Эта проблема с различных позиций получила обоснование в разных школах философии эпохи эллинизма.
ЭПИКУРЕИЗМ. Основатель – сторонник атомистического учения Эпикур. Его последователями были Метродор и Филодем, а также древнеримский философ Тит Лукреций Кар (его главный труд – это поэма «О природе вещей»).
В отличие от Демокрита, Эпикур считал, что атомы могут самопроизвольно отклоняться под действием внутреннего импульса и сталкиваться случайно. Поскольку и душа человека состоит из атомов, этот принцип действует и по отношению к ней, значит, поступки человека не являются фатально предопределенными. Он признал наличие случайности, чтобы обосновать идею свободы человека, избавить его от довлеющей над ним необходимости. Этой же цели служат и атеистические идеи Эпикура: вера и религия не дадут человеку свободы, только здравое размышление может освободить человека от предрассудков.
Если Аристотель рассматривал знание как самостоятельную ценность, то Эпикур понимал цель знания практически: обеспечить безмятежность духа, свободу человека от страха перед богами, явлениями природы и смертью. Единственным благом для человека Эпикур объявил наслаждение, удовольствие, понимаемое как отсутствие страданий, умение довольствоваться тем, что имеешь. Лучшее средство избежания тревог и страданий – это самоустранение человека от активной жизни, общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних обстоятельств (тогда как Сократ и Аристотель считали обязательным для гражданина участие в общественных и государственных делах).
Эпикур выдвинул тезис, что человеку надо «прожить незаметно», он не предлагал активной модели социального поведения. Человек должен стремиться к состоянию атараксии – полной невозмутимости духа, избавления от страха, и спокойно умереть, поскольку «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
СКЕПТИЦИЗМ. Основателем его являлся Пиррон. Его последователями являлись философы Тимон, Аркесилай, Карнеад и Энесидем.
Скептики разделяли тезис Демокрита о недостоверности знания, опирающегося на показания органов чувств, и софистов об относительности всех наших идей. Они не допускали возможности получения достоверного знания, не верили в рациональное обоснование норм поведения, отвергали существование причин явлений, движения и возникновения, повторяя при этом аргументы Элейской школы. Единственным критерием истины понималась видимость, мнение.
Пиррон методом философии считал «эпохэ» – «воздержание от суждений», поскольку в человеческом познании отсутствует, какая бы то ни было достоверность. Воздерживаясь от суждений, человек встает на путь достижения абсолютного, душевного покоя и невозмутимости. По Пиррону, для достижения счастья человеку необходимо задаться тремя вопросами: 1) каковы вещи по природе? 2) как мы должны к ним относиться? 3) что для нас из этого следует?
1) вещи не допускают о себе определенного суждения, наши представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными, человек о них ничего не знает и должен с этим смириться; 2) необходимо освободиться от всех субъективных представлений, ничего не утверждать и не отрицать (эпохэ); 3) следует достичь трех состояний: афасии – когда о вещах нечего сказать, атараксии – полной безмятежности, и апатии – полного отсутствия волнения.
Сомнение – это средство обретения душевного покоя. Необходимо избавиться от «бредового наваждения» вопрошать о природе бытия, отказаться от убежденности в доступности человеку истины. Подлинными ценностями, к которым нужно стремиться, является автономия личности, полный отказ от желаний – источника всех зол, подавление эмоций, особенно, боли и страха, преодоление инстинкта самосохранения, ибо смерть не более страшна, чем жизнь.
СТОИЦИЗМ. Основатель – Зенон из Китиона. В стоицизме выделяют три этапа его развития – древний (Клеанф и Хрисипп), средний (Панетий и Посидоний) и поздний или римский стоицизм (Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий).
Стоики придерживались этической позиции эвдемонизма, согласно которой цель жизни человека – счастье. Оно понималось как жизнь согласно Логосу – закономерности, естественному ходу вещей: только такая жизнь добродетельна. В понятие добродетели (блага) включались благоразумие, умеренность, мудрость, знание добра и зла, злом объявлялся порок в его разных проявлениях; остальное считалось безразличным, содействующим и добродетели, и пороку.
Идеалом стоики считали мудреца, достигшего состояний апатии – невозмутимости и бесстрастия духа, и автаркии – полной независимости от внешних обстоятельств. Мудрец поступает в соответствии с Логосом и добровольно следует судьбе, смиренно принимая все ее удары. Стоики считали, что разумного и покорного человека судьба ведет по жизни, а неразумного и непокорного тащит.
Согласно их учению, поступки мудреца есть «прямодеяние» – внутренняя невозможность поступить иначе, исходя из добродетельного склада души. Важно не достижение внешней цели, часто неподвластной человеку, а этический характер действия, отношение человека к человеку. Это зависит только от самого человека и его морального облика. Если обстоятельства вынуждают нас идти против нравственных принципов, то оправданно и самоубийство. Если мы не в силах изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.