24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
ЗАПАДНИЧЕСТВО. Его представители – Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Н.В.Станкевич, И.С.Тургенев и другие. Они считали, что Россия должна быстро преодолеть отставание от Запада и стать полноправным членом европейской цивилизации, необходимо усвоить достижения стран Западной Европы – демократию и ценности либерализма. Западники высоко оценивали историческое значение реформ Петра I и считали их началом приобщения России к европейской цивилизации. Они выступали за скорейшую отмену крепостного права, сдерживавшего модернизацию России, ее вхождение в число цивилизованных стран.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО. Сторонники – И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков и другие. В противовес западникам они отстаивали идею самобытного пути развития России, отрицали необходимость усвоения форм западноевропейской политической жизни. Европейскому мышлению свойственен односторонний рационализм, приведший к утрате людьми душевной целостности, но полная и высшая истина дается не одной способностью мышления, но уму, воле и чувству, т.е. духу в его целостности (А.С.Хомяков).
Целостный дух неотделим от веры, религии. Истинная вера пришла в Россию из восточной Церкви, поэтому православие – это единственно истинное христианство, что обусловливает особую историческую миссию России. Ее самобытность состоит в крестьянской общине и артелях, базирующихся на началах коллективизма. Начало «соборности» (свободной общности на основе национальных традиций), славянофилы усматривали именно в общине. Православие и общинность формировали глубинные основы русской души.
Славянофилы идеализировали патриархальность и традиционализм, допетровскую Россию, представляли ее гармоничным обществом с единством народа и царя. Петр I нарушил органичное развитие, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне усвоив западную культуру, оторвались от него. Славянофилы не выступали против экономического развития России, не отрицали права и свободы личности, были сторонниками отмены крепостного права. Однако России необходимо избежать явлений, сопровождавших развитие капитализма на Западе – индивидуализма, бездуховности, забвения традиций.
ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА. Это философско-религиозное учение возникло во второй половине XIX века, основатель – В.С.Соловьев (труд «Чтения о Богочеловечестве»). Главное понятие – всеединство – это высший принцип совершенной организации Вселенной, всего бытия. Созданный Богом мир – это бесконечный процесс непрерывного совершенствования, человек – не безличный элемент, а сотворец Бога, участвующий в достижении гармонии мира.
«Положительное всеединство» бытия в учении В.С.Соловьева раскрывается с пяти сторон. Во-первых, онтологически это свободное объединение в Абсолюте (Боге) всех оживотворенных элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Это всеединство В.С.Соловьев символически представил в лице Софии – «вечной женственности» и гармонии. Во-вторых, в гносеологии всеединство предстает как «цельное знание» – интуитивное, образно-символическое постижение мира, основанное на синтезе философского, религиозного и научного знания. В.С.Соловьев критиковал абстрактную, отвлеченную рассудочность западной философии, в частности, позитивизм.
В-третьих, всеединство должно быть достигнуто как свободное, на основе духовных ценностей объединение человечества, всех народов в интересах их всестороннего, гармоничного развития. В-четвертых, смысл истории образует процесс Богочеловечества – духовно-нравственное восхождение человеческого рода к Богу. Иисус был Богочеловек, который дал роду людскому образец духовной, нравственной жизни; внутренним устремлением истории должно быть принятие и реализация этого идеала. В-пятых, всеединство – это объединение всех христианских церквей, преодоление их раскола (идея экуменизма); он выдвинул концепцию теократии, предполагающей, в том числе, союз Папы римского и русского императора как державной гарантии «богочеловеческого делания».
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.