46. Единицы исторического процесса
Принято выделять 4 единицы исторического процесса:
Этнос
Страна
Локальная цивилизация
Человечество
Этнос – «народ» - относится к числу этнических социальных общностей. Этносу предшествуют род, племя и народность. Для рода и племени обязательны кровные связи между людьми. Для народности кровные связи не важны, а важны общность территории, культуры, традиций и хозяйственной деятельности.
Для этноса не имеет значение ни то, ни другое. Признаки этноса: - общий язык
- самосознание
- общность культуры
Эти признаки, прежде всего, отличают народы друг от друга, но есть и другие основания для различий:
уровень социально-экономического различия народов
народы различаются по отношению к государству – есть государствообразующие и негосударствообразующие
по численности: 1-10 млн. чел. – малый народ
10-100 млн.чел. – большой народ
более 100 млн. чел. – народы – супергиганты
В истории народы всегда взаимодействовали друг с другом (мирно или воевали).
Понятие культура определяется более абстрактным. Его конкретное наполнение осуществляется на уровне этнических культур.
Страна – это государственно организованное общество, имеющее территорию и границу, и скрепленное воедино политической силой государства, общим экономическим пространством и культурными ценностями.
Большинство современных стран многонациональны. Часто бывает что существует государствообразующий этнос, создавший государство, и негосударствообразующие этносы, составляющие национальные меньшинства.
Поддержание целостности страны одним государством обеспечено быть не может. Принципиальное значение имеет общность экономического пространства. Экономического фактора тоже недостаточно. У каждого народа есть своя этническая идентификация. Если страна многонациональная, то одной этнической идентификации недостаточно. Должен существовать уровень надэтнической идентификации. Должны существовать ценности, разделяемые всеми народами данной страны. Если такая культурная общность не формируется, то страна может распасться.
Локальная цивилизация - специфическая, историческая социокультурная система с пространственно-временными границами.
Основатель теории локальных цивилизаций А.Тойнби полагал, что цивилизации различаются по принципу религии. В настоящее время принято различать цивилизации по системе ценностей вообще. К одной локальной цивилизации реально принадлежат десятки стран. Должен существовать специфический цивилизационный уровень спецификации. Цивилизации между собой часто несовместимы и противоположны.
Существует две оценки такой цивилизации:
Несмотря на различия, между цивилизациями возможен диалог и вполне мирное сосуществование.
С.Хантингтон «Столкновение цивилизаций» утверждал, что в будущем конфликт чужеродных цивилизаций почти неизбежен. Этот конфликт является основным содержанием современности.
Термин «человечество» имеет несколько смыслов:
Человечество как род людей, отличный от животных
Человечество как некое единство:
как система народов, стран, локальных цивилизаций
как субъект истории
Человечество как род существует с момента его возникновения. Человечество как система в основном сложилось в середине 19-го века. Во второй половине 20-го века системность человечества окончательно сложилась благодаря процессу глобализации.
Глобализация – формирование надэтнических, надстрановых, надцивилизационных…
Формирование единого мирового пространства, в котором свободно перемещаются люди, товары, капиталы.
Формы проявления глобализации: экономические
политические
информационные
культурные
Если раньше существовала модель автономного развития народов, стран, цивилизаций, то глобализация делает всех зависимыми от всех, следовательно, народ, страна, цивилизация не могут развиваться отдельно от других. Поэтому формируется сложная система связей между ними.
Существуют факторы, чтобы человечество стало субъектом:
Необходимость решения глобальных проблем
Различные программы международного сотрудничества
Решение сложных научных задач
Формирование общечеловеческих ценностей
Факторы противодействующие:
Жесткая конкуренция в глобальной экономике
Борьба за геополитическое влияние в мире
Продолжающиеся войны между странами
Этническая, религиозная и иная нетерпимость
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.