Системность сознания.
Она может быть раскрыта с разных сторон.
Поцентрированности сознания в зависимости от концентрации внимания выделяются
Ядро – это о, на чем сконцентрировано внимание на данный момент и все остальное периферия. При переключения внимания то, что было в ядре становится периферией.
Можно выделить сферы организации сознания. Таких сфер 4.
Телесно-перцептивная - она отвечает за ориентацию человека в мире, и за его деятельность с различными предметами. Здесь концентрируются чувственные идеальные образы (ощущение - восприятие - представление)
Логико-понятийная – это сфера абстрактного мышления, цель которого истина. Абстрактные образы формируются здесь: понятия, теории, гипотезы.
Вместе взятые эти сферы образуют внешне-позновательную сторону сознания. а остальные две внутреннюю сторону.
Эмоциональная – переживания, эмоции и чувства различной глубины и интенсивности.
Ценностно-мотивационная сфера. Она ответственна за управление деятельностью человека. В ней находятся нормы, ценности, идеалы. Поступка без принципа быть не может.
Все рационалисты утверждали, что сознание тождественно разуму, мышлению. На самом деле это не так. Мышление за пределами сознания невозможно. Но сознание без мышления возможно.
В сознании обнаруживаются уровни организации. Их 3:
нижний уровень, телесное Я. Осознание мира и предметов вокруг себя и самого себя как телесное существо.
сознательное Я – человек осознает себя, как социального субъекта, способного к деятельности.
нравственное Я – осознание себя как существа духовного.
Существует три понятия: сознание, мышление, психика.
Психика человека - это сложная многоуровневая система, состоящая из трех этажей:
- нижний – это бессознательное
- вторым является сознание
- верхним – сверхсознание.
Вывод: не все психические процессы у человека являются сознательными, многие бессознательные, т.е. человеком они не осознаются, но на поведение они влияют.
Самым широким понятием является понятие психика. Затем сознание. Потом мышление.
У сознания можно выделить 5 сторон.
Онтологическая – бытийная – сознание это особая идеальная форма бытия, равноправная материальному бытию.
Гносеологическая – познавательная – сознание является фундаментом познавательных процессов к которым способен человек.
Эвристическая сторона – открытие – творческие способности не возможны, без сознания
Аксиологическая – ценностная – сознание вырабатывает оценочное отношение к действительности.
Праксеологическая - деятельная – сознание управляет деятельностью человека.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.