logo
Философия, ответы

13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ

система и метод философии Гегеля

Он разработал философскую систему объективного идеализма. Основой всего является абсолютная идея или мировой разум. Для этого начала характерно:

  1. Тождество мышления и бытия – категории мышления идеи являются одновременно формами ее бытия

  2. Тождество субъекта и объекта – как субъект идея порождает все, но при этом она имеет цель познать саму себя и поэтому является объектом для себя

Самопознание идеи состоит в ее саморазвитии в ходе которого возникает вся действительность. Саморазвитие означает что внешней причины у него нет. В этой самой идеи в виде возможности заложено любое бытие. И поэтому развитие заключается в превращении возможности в действительность. Развитие идет в направлении восхождения от абстрактного к конкретному. Смысл этого: развитие начинается с самой абстрактной категории и движется к конкретным категориям.

Идея проходит 3 этапа в своем развитии:

  1. Логика – развитие идеи в себе самой, т.е. она познает себя с помощью :

  1. Учение о бытии

  2. О сущности

  3. О понятии

Развитие начинается с категории бытии.

  1. Природа – инобытие идеи, иначе природа – материальное выражение категорий мышления идеи. Воплотившись в материальною природу идея лишилась своей идеальной сущности.

Внутренняя ступень: 1)Механика

2)Физика

3)Органическая физика

  1. Дух – идея возвращается к себе самой, т.е. снова обретает свою идеальную сущность и познает себя в различных формах сознания и деятельность.Ступени:

  1. субъективный дух

  2. объективный дух (социально-историческая жизнь человечества)

  3. абсолютный дух (3 формы общественного сознания: искусство, религия, философия)

в рамках философского знания представлены все предудущие знания.

Вывод: философская система Гегеля опирается на принцип панлогизма – все разумное действительно, все действительное разумно. Смысл: все бытие- проявление закономерности развития идеи.

Методом философии Гегеля была идеалистическая диалектика. Гегель представил все бытие в развитии. Развитие – закономерный, необходимый, направленный (имеется цель), поступательный, прогрессивный процесс.

Гегель разработал 3 закона диалектики

  1. закон единства и борьбы противоположностей

категории:

  1. тождества – равенство объекта самому себе

  2. различие – возникновение в объекте сторон и тенденций не соответствующих друг другу

  3. противоположность – одна из двух борющихся сторон в объекте

  4. противоречие

  1. закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот

категории:

  1. количество –внешняя определенность объекта выражающаяся в свойствах

  2. качество – внутренняя сущностная определенность объекта

  3. мера – единство количественных и качественных характеристик

  4. скачок – форма перехода от одного качества к другому

  1. закон отрицания отрицания

категории:

  1. отрицание – отказ от старого качественного состояния объекта

  2. снятие – относительное повторение положительных сторон старого состояния на новом уровне развития

вывод: вместе взятые эти законы показывают что развитие является бесконечным. Существует противоречие между системой и методом Гегеля: абсолютная идея развивается на основе законов диалектики, но при этом ее развитие завершается, тогда как развитие согласно диалектики бесконечно.

Антропологический материализм Фейербаха

Фейербах.

Противник философии Гегеля. В противоположность Гегеля Фейербах был материалистом.

В центре его философии находился человек. Предполагал что человек – единственный и высший предмет философии, и что философия должна стать антропологией.

Кант и Гегель («человек это мыслящий дух») понимали человека как духовное существа, а Фейербах трактовал человека материалистически.

По мнению Фейербаха природа является вечной и высшей ее реальности является человек.

Человек это существо природное, телесное, материальное. И выражается это в том что природа наделила человека неизменными естественными потребностями. По этому Фейербах решил, что у человека духовные качества есть но игнорировать его материальную сторону нельзя.

Предложил понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ – обобщенная характеристика телесности, разума и воли человека или его материальных и духовных качеств.

У человека имеется родовая сущность, т.е. это характеристики присущие всем людям. В родовую сущность входят 3 компонента:

  1. Разум, дающий мышление

  2. Воля, дающая силу характера

  3. Сердце, дающее возможность любить

Сумма этих компонентов дает свободу и исходя из этого, свободным является только мыслящий, действующий, чувствующий человек. Все 3 компонента должно быть реализованы, только в этом случае человек является свободным.

Родовая сущность реализуется только при общении Я и Ты. Главными ценностями человека является дружба и любовь. Главная анти ценность – эгоизм.

Ни один человек не может существовать и быть счастлив без своего Ты.

О Религии.

Фейербах в общем и целом критиковал церковь, религию и склонялся к атеизму. Считал что религия это зло которое калечит человека и лишает его свободу. Религия препятствует реализации родовой сущности.

Устойчивость религии заключается не в обмане (его можно было бы легко разоблачить), а коренится в самой природе человека и условиях его жизни.

Причины возникновения религии:

  1. Человек как природное существо зависит от природы и испытывает страх перед непонятными природными явлениями.

  2. Разум человека может создавать понятия оторванное от действительности и одно из таких это понятие Бога.

  3. Осознавая ограниченность своих сил человек обращается к высшим силам за помощью.

  4. Человек часто не может достигнуть счастья, религия человека утешает выдавая желаемое за действительное

Бог это проекция человеческого духа вынесенная за пределы самого человека. Разъясняет:

  1. Все качества приписываемые Богу это на самом деле качества человека. Человек эти качества от себя отделяет и переносит на вымышленное существо. Чем больше качеств человек от себя отделяет тем духовно беднее он становится (это отчуждение).

  2. Человек начинает думать будто природу и его самого создал Бог. Т.е. получается сто человек сам себя ставит в зависимость от вымышленного существа.

Человек в религии не может быть свободен.

Вывод: культ Бога нужно ниспровергнуть а вместо него нужно создать культ человека, который и есть Бог. «человек человеку бог» (гоббс: «человек человеку волк»)

Фейербах отказался отверг диалектику Гегеля.