5..Информационное обеспечение научного исследования
Информационные технологии представляют собой средства, с помощью которых реализуется сбор, поиск, хранение, изучение информации. К современным средствам информационных технологий относятся: персональные компьютеры, вычислительные сети, коммуникационные средства, телефонная техника, мультимедийные технологии. Компьютер позволяет хранить колоссальные объемы информации при минимизации объема хранения, осуществлять их выбор, обеспечивая быстроту и точность поиска. Внедрение современных информационных технологий должно обеспечивать следующие требования: обеспечение безопасности с помощью методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, поддержку технологий Интернет. Использование современных информационных технологий оперативно предоставляет работнику информацию о любом интересующем его источнике, позволяя быстро и безошибочно выбрать нужный источник. Мультимедийные технологии предоставляют возможность работы со звуковыми и видео файлами. Самое распространенное использование мультимедийных технологий – использование энциклопедических, справочных дисков (CD – справочников), на которых содержится справочно – информационная, научная, специальная информации. Существуют электронные каталоги по определенным темам, они ежегодно обновляются, кроме того, многие каталоги имеют Интернет – вариант. Здесь необходимо сказать об электронной библиотеке, она представляет собой информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнородные электронные документы через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. Документ в электронной форме – документ, где информация представлена в форме набора состояний элементов вычислительной техники, иных средств обработки, хранения и передачи информации. При поиске источников в Интернете пользуются поисковой системой, поисковая система – специальный веб – сайт, где пользователь по заданному запросу может получить ссылки на сайты, соответствующие этому запросу.
В настоящее время в РФ накоплены огромные запасы информации, сосредоченной в разнообразных банках данных, на дискетах и CD – ROM, на других носителях информации. Эта информация применяется повсеместно – в библиотеках, архивах, информационных центрах. База данных – это набор данных достаточный для достижения установленной цели и представлен на машиночитаемом носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся информации. Банк данных – автоматизированная информационная система, состоящая из одной или нескольких баз данных и системы хранения, обработки и поиска информации.
Используются различные базы данных:
1. документальные (где запись отражает документ, содержит его библиографическое описание);
2. реферативные (документальные базу данных, где запись содержит библиографические данные, реферат или );
3. библиографические (документальные базы данных, где запись содержит библиографическое описание);
4. полнотекстовые (документальные базы данных, где запись содержит полный текст документа);
5. гипертекстовые (базы данных, где запись содержит информацию в виде текста и указания на связи с другими записями, позволяющими компоновать логически связанные фрагменты базы данных);
6. базы первичных данных или фактографические (базы данных, содержащие информацию, относящуюся к данной предметной области).
Самое главное в базах данных – надежное программное обеспечение и постоянное оперативное их обновление (актуализация сведений).
В Российской книжной палате создан банк данных государственной библиографии, где есть авторитетные базы данных, с записью информации о сочинителе и его произведении: имя автора, его краткая биография, технологическая направленность работ и т. д.
Например, отдел каталогизации РГБ располагает базой данных «Авторы особых категорий», где есть записи о известных правителях и религиозных деятелях. В публичных библиотеках активно используются самые разнообразные базы данных. Кроме баз и банков данных активно используются CD – ROM, на которых выпускаются многотомные энциклопедии и библиографические пособия.
Необходимо сказать о специализированных информационных поисковых системах (СИПС) – это средство поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Их появление связанно со стремительным прогрессом информационных технологий, и в частности, с изобретение компьютера, а также новых средств программирования (прикладных баз данных). СИПС получили широкое распространение не только в библиотеках, но и в других хранилищах научно – технологической информации. Ядром СИПС является мощный компьютер (в последнее время – группа компьютеров, объединенных в сеть), оснащенный универсальной операционной системой открытого типа и прикладными средствами программирования (например Paradox).
Организация хранения и поиска данных в СИПС основывается на идентичных принципах, характерных для каталога «картотечного» типа.
Для обработки результатов применяют электронные таблицы, они представляют собой двумерные массивы, состоящие из столбцов и строк, называемых рабочими листами. С помощью электронных таблиц можно выполнять расчеты, строить графики, моделировать и оптимизировать решение различных ситуаций и т. д. технология работы пользователя с электронными таблицами идентична для всех электронных процессоров, и различия между ними определяются функциональными возможностями. Наибольшее распространение в настоящее время имеют электронные таблицы Microsoft Excel, которые могут работать с 4 основными типами документов: электронной таблицей (рабочим листом), рабочей книгой, диаграммой, макро таблицей.
Контрольные вопросы
Что понимают под исследованием?
Назовите специфические черты научного исследования.
Какое место занимает практика в познании мира и в научном исследовании?
Какие этапы выделяют в процессе исследования? Кратко охарактеризуйте основные требования к организации научного исследования.
Перечислите важнейшие этапы научного исследования и кратко изложите
основное содержание каждого из них.
Каковы главные источники первичной научной информации?
Назовите основные методы сбора и изучения научной информации и опишите их.
Литература основная: 1-8.
Литература дополнительная: 2,3,8,12.
Лекция 3 Понятия метода и методологии научного исследования
Цель: Дать характеристику метода и методологии научного исследования
1 Метод исследования
2 Методологические принципы научного исследования
3 Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
4 Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы