logo
2лекции

3..Определение объекта и предмета исследования.

Объект - это то, на что направлен процесс познания. Это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию, нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего не­зависимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают.  объект исследования - это явление или сфера социальной деятельности, которые является носителями проблемной ситуации (коллектив, группа, индивид, экономика и т. д.), а предмет исследования - это стороны, свойства, характеристики объекта подлежащие изучению (социально-психологический климат в коллективе, лидерство и т. д.).

Объект исследования должен быть:

1.чётко обозначен;

2.   ограничен временными рамками;

3.   количественно определён;

4.   описан в системе факторов, влияющих на его состояние.

В исследовании должны быть указаны все значимые характеристики объекта.  Предмет исследования - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет исследования невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комп­лекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет исследования может быть общенаучным, - например, время как форма существо­вания и мера изменений. Он может быть междисциплинарным - например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоо­логия, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изу­чения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в те­оретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. Значимость правильного определения предмета исследования обусловлено тем, что он:

Þ  ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые в наибольшей мере выражают центральный вопрос проблемы;

Þ  очерчивает рамки исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета исследования является необходимым условием целевой ориентации исследовательского процесса.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в од­ном из первых разделов текста.