logo
2лекции

2.Отчет о научном исследовании

Язык и стиль научной работы

.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально – логический способ изложения материала. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связанность. Средство выражения логических связей следующие:

1) специальные функционально – синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли;

2) причинно – следственные отношения;

3) переход от одной мысли к другой;

4) итог, вывод.

Основным признаком научной речи является целенаправленность и прагматическая установка, и отсутствие экспрессии. Объективность изложения – основная стилевая черта речи, вытекает из специфики научного познания, изложение обычно ведётся от третьего лица. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

К недостаткам языка научной речи относятся: 1) многословие; 2) употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова, а также параллельное употребление иноязычной лексики; 3) частое употребление в тексте местоположения «мы».

Общие требования к отчёту по научной работе.

Общие требования к отчёту следующие:

1) чёткость и логическая последовательность изложения материала;

2) убедительность аргументации;

3) краткость и точность формулировок;

4) конкретность изложения результатов работы;

5) обоснованность рекомендаций и предложений.

Требования к научному отчету:

Отчет может быть составлен на базе курсовой, дипломной или магистерской работы, кандидатской диссертации, или выполнен независимо от нее (при согласии научного руководителя). Он должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист с указанием названия проекта, цели проекта и типов используемых космических снимков, автора, научного руководителя, с их подписями;

2. Краткое содержание работы (1-2 стр. с указанием целей работы, методики, исследований, основных результатов, по возможности с иллюстрацией – используемый космический снимок и полученный им результат: карта, схема, графики или таблица);

3. Введение, с указанием целей и задач работы (0,5 – 1 стр.);

4. Краткая географическая характеристика районов исследований и исследуемой проблемы;

5. Описание используемых материалов, в том числе космических снимков и их характеристик (1 – 2 стр.);

6. Описание методик исследований и последовательности выполняющих работ (2 – 4 стр.);

7. Описание полученных результатов (3 – 5 стр.);

8. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами, оценка достоверных результатов, анализ возникших в ходе исследования трудностей (если были) и путей их преодоления (2 – 3 стр.);

9. Заключение – основные итоги работы и направления дальнейших исследований (1 – 2 стр.).

10. Библиография;

11. Графические приложения (в том числе результат дешифрирования снимков, составленные карты (в оригинальном масштабе), графики, таблицы и т. п., если они не вмещаются по объему в раздел «Результаты»).

Отчёт должен содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку технико-экономической эффективности внедрения, а также научную, социальную ценность результатов работы.

. Правила оформления отчёта по научной работе.

Работа должна быть отпечатана машинописным способом, текст работы следует печатать, соблюдая размеры полей. Текст отчета набирается шрифтом 12 пт, через 1,5 интервала в формате Word, он может включать рисунки, таблицы, графики, карты, схемы и т. п. (форматы файлов, рисунков, таблиц оговариваются индивидуально). В отчёте следует использовать сокращения слов и словосочетаний.

Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты. Требования к нумерации: страницы нумеруют арабскими цифрами, страницы проставляются в правом верхнем углу.

Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах отчёта, включают в общую нумерацию страниц.

Качество иллюстраций должно обеспечивать их чёткое воспроизведение, иллюстрации должны иметь наименование. Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные под ней.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист.

Формулы также требуют определённых правил оформления: пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.

В список исполнителей должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соискателей, принимающих участие в выполнении работы. Фамилии следует располагать столбцом. Слева указывают должности, учёные степени исполнителей и соисполнителей. Если отчёт выполнен одним человеком, его фамилию и подпись помещают на титульном листе. Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номеров страниц.

Если в отчёте употребляется малораспостронённые сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень должен быть представлен в виде перечня условных обозначений, символов, единиц и терминов. Список использованных источников должен содержать перечень книг, статей, документов, исследований других авторов, использованных при написании отчёта.

Контрольные вопросы

Каковы общие правила оформления научных работ?

Как оформляются ссылки и сноски в научных работах?

На чём основано оформление библиографического списка научной работы?

В чём заключается техника цитирования?

Как оформляются таблицы, иллюстрации и приложения в научных работах?

Как оформляются сокращения в научных работах?

Назовите общие требования к составлению отчета о исследовании

Какие правила составления отчета о научном исследовании?

Литература основная: 1-8.

Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.

3.  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие №1 Сущность науки и особенности современного научного знания. (2часа)

План:

1.  Сущность понятия «наука».

2.  Наука как знание и сфера деятельности.

3.  Функции науки и ее задачи.

4.  Классификация наук.

5.  Особенности современного научного знания.

6.  Роль науки в развитии социально-культурной сферы.

Рекомендуемая литература: Осн.: 6,11 Доп.: 2,3,4,5.6,19,20

Практическое занятие №2 Сущность научного исследования (2часа)

План

1.  Научное исследование: сущность и виды.

2.  Цель и задачи научного исследования

3.  Научно-организационный менеджмент исследования

4.  Сущность понятия « исследовательская задача»

5…Организация исследования

7.  Информационное обеспечение научного исследования

8.  Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения.

Рекомендуемая литература: Осн.: 1,2,3,6,11 Доп.: 1,4,8,10, 11

Практическое занятие №3 Понятия метода и методологии научного исследования (2часа)

План

1.  Сущность понятия «метод исследования».

2.  Классификация методов.

3.  Методологические принципы научного исследования

4.  Исторический, системный, деятельностный подходы в научном исследовании

5.  Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.

6.  Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в

социально-культурной деятельности.

7.  Методология научного исследования: сущность и уровни.

Рекомендуемая литература: Осн.: 2,3,4,5,10,11 Доп.: 7,8,11,14

Практическое занятие №4 Логика научного исследования (2часа)

План

1.  Логическая структура научного исследования.

2.  Научный аппарат исследования.

3.  Источники исследования

Рекомендуемая литература: Осн.: 6,8,11,12 Доп.:6,10,12,15,17,21

Практическое занятие №5 Общенаучные и общелогические методы научного исследования (4часа)

План:

1.  Теоретическое исследование и его стадии.

2.  Методы построения научной теории.

3.  Сущность философского метода научного исследования.

4.  Анализ и синтез как методы исследования.

5.  Абстрагирование и обобщение как общелогические методы исследования.

6.  Индуктивные методы исследования.

7.  Роль дедуктивного метода в исследовании.

8.  Использование метода аналогии в исследовании.

Рекомендуемая литература: Осн.: 2,3,5,6,11 Доп.: 6,8,11,12,13,15,17

Практическое занятие №6 Эмпирические методы исследования (4часа)

План:

1.  Эмпирическое исследование: сущность и стадии

2.  Средства получения знаний в эмпирическом исследовании.

3.  Наблюдение: сущность, виды, функции, особенности.

4.  Беседа как метод исследования.

5.  Опрос и его разновидности.

6.  Тестирование.

7.  Метод экспертной оценки.

8.  Эксперимент: сущность, виды, роль в исследовании.

9.  Моделирование и модельный эксперимент.

Рекомендуемая литература: Осн.: 3,4,5,8,10 Доп.: 7,11,14

Практическое занятие №7 Программа научного исследования (2часа)

План:

1.  Программа исследования как важнейшая составная часть исследования.

2.  Основные подходы к созданию программы.

3.  Алгоритм формирования исследовательской проблемы

4.  Основные процедуры разработки программы исследования.

5.  Сущность понятия «научно-исследовательская тема» и требования к ней.

6.  Этапы выполнения научно-исследовательской темы.

7.  Особенности разработки программы исследования для изучения социально-культурной деятельности.

Рекомендуемая литература: Осн.: 1,6,8,11 доп.: 1,8,9,10,11

Практическое занятие №8 Основные этапы научного исследования (2часа)

План:

1.  Общая характеристика основных этапов научного исследования.

2.  Технология построения гипотез (виды гипотез, выдвижение гипотез и их теоретическая разработка).

3.  Создание программ экспериментальных исследований и их проведение.

4.  Сбор и обработка эмпирических данных

5.  Методы обработки эмпирической информации

Рекомендуемая литература: Осн.1,6,8,11 Доп.1,8,9,10,11

Практическое занятие №9 Оформление результатов исследования. Отчет по исследованию (4часа)

План:

1.  Сущность механизма апробации.

2.  Критерии успешности исследования

3.  Оформление результатов научного исследования.

4.  Отчет о научном исследовании: сущность и требования к составлению

5.  Правила оформления отчета.

6.  Написание и оформление студенческой научной работы

7.  Внедрение результатов научного исследования.

Рекомендуемая литература: Осн.: 1,6,7.9,11 Доп.: 1,8,10,11