logo
2лекции

1. Логическая структура научного исследования.

Основным элементом научного познания вместе с методологией есть логика научного исследования, под которой понимают определенный путь в научном поиске. Научное исследование требует логической последовательности определенных этапов, основу которых составляет рациональное мышление как отображение закономерностей реальной действительности, которая отвечает таким требованиям:

- конкретность;

- последовательность;

- боснованность.

Логика (грец. logos - ум, мысль) - наука о законах, приемах правильного построения мысли, направленной на познание объективной действительности, основными задачами которой есть:

- достижение истинности знания;

- построение структуры умственного процесса;

- применение верных методов познания и т. п..

С помощью логики строится процесс мышления, в котором выделяют такие типы:

- теоретическое;

- интуитивное;

- практическое.

Убедительность аргументации должна отвечать таким требованиям:

- аргументы - лишь те положения, истинность которых доказана и выполняет роль фундамента, на котором строится вся доказательность;

- аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, который выдвигается, то есть автономно, в другом случае сам аргумент требует доведения;

- аргументы не могут сами себе противоречить, поэтому должны быть самодостаточными.

Для аргументации характерным есть доказательность и убежденность. Доказательство - это обоснования истинности любого тезиса, достоверность которого доказана. Любое доказательство есть аргументированным, но не любая аргументация является доказательством. Таким образом, аргументация - это недоказанное доказательство, цель которого высказать собственную точку зрения на проблему. По структуре аргументация и доказательство идентичны, поскольку схема их построения одна и та же. Различие состоит лишь в степени доказательности, поскольку доказательство - доведения истинности суждения. Новый результат может быть признан лишь при условиях его доказанности. В широком понимании под термином «доказательство» понимают любой способ, который разрешает доказать истинность суждения, поэтому задачей его есть исчерпывающая обоснованность истинности тезиса.  Таким образом, доказательство - это логический процесс, который разрешает установить истинность суждения и включает такие составляющие:

- тезис (суждения, истинность которого необходимо доказать);

- аргументы;

- демонстрация (способ доведения).

Тезис (грец. tesis) - положение, истинность или ошибочность которого доказывается. В качестве тезиса может выступать общее положение (обобщения) или высказывания. Аргументы (основания) - исходные теоретические положения или фактические данные, истинность которых установленна раньше и есть бесспорной. В состав аргументов могут входить:

- факты;

- определения;

- аксиомы и т. п..

Демонстрация - способ доказательства (последовательность умозаключений), что представляет собой последовательность аргументов ради подтверждения или опровержения тезиса.

2. Категориальный аппарат научного исследования Категориальный аппарат научного исследования составляет существенную основу научного поиска, без знания которого есть невозможным творческий процесс. Под концепцией исследования понимается система взаимосвязанных научных положений, которые использует исследователь для достижения результата. Концепция может базироваться на общепринятых теориях определенной научной школы, а может быть авторской и раскрывать собственные теоретические соображения исследователя. И в первом, и во втором случае изложенные положения являются цепью понятий, а не искусственным набором отдельных разноплановых утверждений. Тема отображает проблему в ее характерных особенностях, и таким образом очерчивает границы исследования, конкретизируя основной замысел и создавая предпосылки успеха работы в целом. Объект научного исследования - это совокупность связей, отношений и качеств исследуемого явления или общая сфера поиска, который находится в поле зрения исследователя. Предмет исследования более конкретный и включает в себя аспект (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит непосредственному изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте. Между объектом и предметом в научном исследовании существует взаимозависимость, как между целым и его составными, где целое осознается как объект, а его часть - как предмет. Поскольку один и один и тот же объект может исследоваться в нескольких аспектах, то их выделение и составляет предмет исследования. Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь. Цель и непосредственные задачи научного исследования находятся в взаимозависимости одна от другой и состоят в нахождении тех явлений и законов, по которым они функционируют. Научная проблема есть результат глубокого изучения практики и научной литературы, характеризует реальное движение познавательного процесса и фиксирует его разногласия на определенном этапе развития науки. В научном исследовании необходимо выделить проблему как «поле» поиска, базовые знания и средства их практической реализации. Обоснования актуальности проблемы предусматривает ответ на вопрос – важна ли проблема на современном этапе. Для этого необходимо освещение нескольких позиций, в частности ссылки на документы, в которых определяются социальные заказы в сфере образования и его практических потребностей, которые характеризуются недостаточностью тех или других научных знаний, которые требуют решения. Гипотеза - обоснованное предположения о возможных средствах разрешения определенной проблемы. Лишь при условиях изучения характерных особенностей исследуемых явлений можно высказать гипотетическое положение, которое требует дальнейшей проверки. Гипотеза выдвигается в случае существования проблемы. Ценность гипотезы определяется нестандартностью, несоответствием известным знаниям. В зависимости от того, что хочет доказать автор, отбираются и обобщаются эмпирические факты, очерчиваются пути их изучения и дополнения, направляются ход и методы поисковой работы. Гипотеза не возникает в сознания исследователя спонтанно, она является результатом глубокого осознания теоретических работ и опыта практической деятельности в той или другой области науки. Гипотеза организует процесс исследования, определяет его логику и результат.  Рождения гипотезы начинается из идеи - основной мысли, которая лежит в основе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования. Идея включает формулирования цели и способ ее достижения, возникает на основе существующего разногласия и направлена на его решение. Идея дает возможность организовать научную деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение необходимого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап рождения идеи - кульминация творческого процесса. Идея, или принцип решения проблемы, рождается в виде гипотезы как основной формы творческого мышления, которое в отличие от формальной логики есть категорией диалектической логики и может быть направлена на решение разногласий. Структурно идея включает этапы:

- формулирования (постановку);

- способы ее достижения.

Довольно важными характеристиками научного исследования есть новизна полученного знания и его значения для науки и практики. Научная новизна - понятия, которое связывает субъективные и объективные моменты, которые выражают отношение исследователя к результату. Формулирования научной новизны предусматривает определения уровня, весомости среди научных фактов и значимости как типа нового знания, концепции, методики, рекомендаций, которые раньше не имели аналогов в науке и практике. Новизна в научном исследовании выполняет разные функции:

- конкретизирующую на уровне детализации;

- дополняющую на уровне уточнения;

- преобразующую на уровне открытия, которая опирается на креативный тип мышления исследователя, эвристические методы решения проблематики, неординарное ее видение, получая новые концептуальные положения, разрабатывая новые теории, подходы, которые кардинально изменяют научное знание.

Основой обоснования научной и практической новизны в научно-исследовательских роботах выступает недостаточная изученность избранной проблематики, ее неразработанность в практике обучения. Теоретическая значимость есть центральной характеристикой научного исследования в ракурсе перспективности, доказательности, концептуальности полученных результатов. Практическая значимость характеризуется реальными сдвигами в обучении, достигнутыми благодаря внедрению в учебную практику результатов исследования. Совокупность всех этапов исследования, в результате которых получаем решение, определяется как цикл научно-творческого процесса и может быть названа технологией научного творчества.