4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
Любой научный поиск от его творческого замысла к конечному оформлению осуществляется индивидуально, но можно выделить общие, методологические подходы его проведения. Сформированность методологической подготовки и способность к овладению научным поиском имеет такие критерии оценки:
- качество знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, обобщенность, конкретность, четкость);
- действующие мотивы (стойкие познавательные интересы, установки);
- привычки самостоятельного овладения знаниями и умениями в разных формах самообразования (слушания, наблюдения, эксперимента и др.);
- умение самоорганизации познавательной деятельности (саморегуляция, самоконтроль);
- умение выполнять операции умственной деятельности, в частности анализировать, сравнивать, выделять существенное, синтезировать, доказывать (устанавливать) причинно-следственные связи, проявлять способность к обобщению, доказательства, построения гипотезы и др.;
- полнота самооценки и критической оценки.
Системно-структурный исследовательский прием получил общенаучное значение и включает в себя:
- рассмотрение любых объектов как сложных образований, которые имеют определенную структуру и являются компонентами более общих систем;
- познание структуры объекта;
- выявление законов структурных отношений и внешних связей, их формулирование не только в качественном, а и в количественном виде.
Знания методологии в научном поиске разрешит привести в порядок полученные результаты, раскрыть возможности поиска для решения проблемы, развить способность к ведению дискуссий
и сформировать интеллектуальные способности личности.
Во время научного исследования должна быть определена программа научного поиска, в которой отображены:
- исследуемое явление;
- показатели и критерии его исследования;
- методы, которые используются;
- порядок применения тех или других методов как составных общей методики исследования. Отдельная совокупность методов индивидуальна для каждого исследования, при избрании которой учитывается большое количество факторов, прежде всего предмет, цель и задача исследования. Методика исследования, не смотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет постоянную структуру, основными компонентами которой являются:
- теоретико-методологическая часть, на основе которой строится методика исследования;
- историко-теоретическая, которая предусматривает исследования явлений, процессов с учетом связей и взаимозависимостей между ними;
- практическая, то есть обобщение результатов исследования как логическое завершение научного поиска, их аргументация.
Все методы можно объединить в единую группу с общим названием «методы познавательной деятельности», что указывает на активный процесс в планировании и проведении научно-исследовательской работы
Исследовательские приемы - это инструменты, с помощью которых решаются те или другие проблемы, открываются закономерные связи явлений, которые изучаются. От правильного выбора метода зависит успешность исследования явления. Методика должна отвечать конкретным задачам исследования и четко отображать специфику явлений, которые изучаются, а не механически заимствовать методы из других наук. Для результативного решения поставленной проблематики есть смысл использовать конкретную методику, которая отвечает избранной тематике исследования.
Контрольные вопросы
Раскройте сущность и уровни методологии.
Перечислите основные методы научного исследования и кратко охарактеризуйте
их возможности.
Назовите основные методы сбора и изучения научной информации и опишите их.
Каковы структура и функции теории?
В чём состоит сущность теоретического анализа как метода научного
исследования?
Литература основная: 1-8.
Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.
Лекция 4 Логика научного исследования
Цель: Дать представление о логике научного исследования
1. Логическая структура научного исследования.
2. Категориальный аппарат научного исследования.
3. Источники исследования
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы