logo
2лекции

2.Основные функции науки

Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.

Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и обыденного знания, а также данных невооруженных органов чувств, понятий, здравого смысла и опыта.

История науки показывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в обществе возникает потребность в научном познании соответствующего предмета или явления. На основе сопоставления с определенной областью реальности конкретные системы знания оцениваются как полные, истинные, адекватные, объективные, точные и т. д.

В науке для такого сопоставления и оценок требуется как реализация каких-либо актов сознания, так и осуществление каких-либо практических целенаправленных специальных действий с изучаемыми объектами.

Существуют многочисленные сферы человеческой деятельности и области познания. Они образуют основные компоненты окружающего Мироздания (Мира), в котором живет Человек. Каждая из них исследуется отдельной или несколькими научными дисциплинами. Если попытаться выделить наиболее общие сферы, то получим несколько основных укрупненных компонентов Мира, тесно связанных друг с другом и постоянно взаимодействующих.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных

знаний.

Наука выполняет ряд важных функций.

1). Объяснительная - предполагает объяснение процессов, происходящих в объективной действительности с позиций существующего научного знания.

2). Систематизирующая - предполагающая рассмотрение происходящих процессов в их взаимосвязи с другими процессами и рассмотрение их самих как сложноорганизационных систем.

3). Прогностическая - научно обоснованное предвидение и предсказание будущего. Это привело к появлению прогностики как особой дисциплины, изучающей закономерности предвидения.

4). Мировоззренческая - формирование научного мировоззрения и культуры научного мышления.

Эта функция способствовала превращению научных представлений в составную часть культуры общества.

5). Превращение науки в непосредственную производственную силу.

Благодаря НТР наука проникла во все отрасли жизни и во все сферы деятельности. Наука сплелась с производством, появилось прикладное научное знание.

6  Коммуникативная - реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения; 7.Аксиологическая (ценностная) - формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества; 8.Креативная (творческая) - реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества; 9.Гносеологическая (познавательная) - обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем; 10.Нормативная - устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;