logo
2лекции

2..Методологические принципы научного исследования

Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке,

политике и т. д.);

2) учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. По мнению других авторов, методология есть

учение о методах, применяемых в правовых науках для изучения своего предмета. В конечном счете, под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач.

Существуют следующие уровни методологии:

1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.

2. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.

3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

Методология - как учение о способах и приемах исследования - рассматривает существенные характеристики конкретных методов познания, которые составляют общее направление исследования. К таким методам следует отнести приемы и способы эмпирического и теоретического этапов исследования. Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний.  Методологический аппарат включает в себя:

- принципы организации и проведения научного исследования;

- методы научного исследования и способы определения его стратегии;

- научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий. Основные принципы методологии познания:

- принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умо­зрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийно­стью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью;

- принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного;

- принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке;

- принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;

- принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.

- принцип сис­темности, т. е. системный подход к изучаемым объектам. Он предпо­лагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов (выделить и учесть все их невозможно, да этого и не требуется), установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из мно­жества связей системообразующих, т. е. обеспечивающих соедине­ние разных элементов в систему.

- принцип всесторонности изучения процессов и явлений. Любой феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. К примеру, образовательный процесс в вузе сло­жен, динамичен и неразрывно связан со многими факторами Такой подход дает возможность моделиро­вать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и мно­гоплановое изучение того или иного процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражаю­щих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной обобщающей модели и в ко­нечном счете — в целостной теории, раскрывающей суть исследуе­мой проблемы. Методологический принцип всесторонности предполагает ком­плексный подход к исследованию педагогических процессов и явле­ний, Одно из важнейших требований комплексного подхода — уста­новление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внеш­них воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование — использование в ходе иссле­дования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно исследовать ту или иную проблему с помощью какого-то одного универсального метода. - принцип единства исторического и логического. Логика по­знания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. История развития личности, например, служит свое­образным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. В истории раз­вития личности сказывается ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию» Существуют разные уровни методологического анализа, в частности:

- динамический уровень: мировоззренческая интерпретация результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального подхода;

- статический уровень; принципы, подходы, формы исследования, которые носят общенаучный характер;

- аналитико-синтетический уровень, то есть конкретно-научная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые применяются в той или иной области науки;

- предметный уровень, то есть дисциплинарная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые используются в той или другой научной дисциплине конкретной области наук или на стыке наук, где сама научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания;

- междисциплинарный уровень - методология междисциплинарного комплексного исследования, которое соответственно логике научного поиска есть сферой взаимодействия разных наук, когда получение знания о предмете исследования возможное лишь в взаимодействии разных подсистем с учетом комплексного знания о предмете.