2..Общелогические методы научного исследования
А). Анализ и синтез.
Анализ и синтез являются сторонами научного метода мышления.
Анализ - мысленное расчленение целостного предмета на составляющие его части с целью их изучения.
Синтез - мысленное соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
Аналитический метод состоит в производстве опытов, наблюдений, с его помощью совершается переход от сложного к простому.
С помощью анализа отыскиваются новые истины, а путем синтеза они обосновываются.
Анализ и синтез взаимосвязаны. Объективной основой этой взаимосвязи является единство и многообразие действительности, существование в ней тождества и различия.
Познание всегда идет по пути разложения предметов на составляющие и соединения их в единстве. Связь между анализом и синтезом нельзя понимать упрощенно, что в начале осуществляется анализ, а потом на основании анализа - синтез связь между ними органическая, внутренняя; совершая аналитический процесс, мы синтезируем, а синтез включает в себя как момент также и анализ. Познание не может идти вперед только анализируя или синтезируя. Даже самый элементарный анализ невозможен без синтеза, без соединения анализируемых элементов в нечто единое, и само собой разумеется, синтез в качестве необходимого включает выделение в единое отдельных его элементов.
Аналитика - синтетическая деятельность - необходимый момент всякого процесса мышления.
В). Абстрагирование и обобщение.
Абстрагирование - особый прием мышления, заключающийся в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.
Результатом абстрагирующей деятельности является образование различного рода абстракций.
Предметы объективной деятельности отличаются друг от друга. Отличие обуславливается наличием в них множества различных свойств, связей, отношений. Некоторые свойства предметов являются сходными и в силу этого обуславливают друг друга, другие же отличны и относительно самостоятельны. В процессе исследования устанавливают, прежде всего, относительную самостоятельность отдельных свойств и выделяют те из них, связь между которыми вошла для понимания самого предмета и раскрытия его сущности.
В процессе такого выделения, свойства и отношения обозначаются замещающими их законами, с помощью которых они закрепляются в сознании в качестве абстракций.
В процессе абстрагирования какого-либо свойства или отложения ряда объектов, создается основа для их объединения в единое множество или класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак, выступает как общий.
Обобщение - аналитический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщение осуществляется как переход от частного или менее общего понятия к более общему понятию. Расширяя класс предметов и выделяя общие свойства этого класса, можно постоянно добиваться построения все более широких понятий.
Обобщение представляет собой особое средство получения новых знаний. Оно включает в себя разнообразные способы перехода от частного к общему. Эти способы в разных науках имеют свои особенности. Но главную роль в них играет индукция.
В) Индукция и дедукция
В процессе исследования довольно часто приходится делать заключения о неизвестном опираясь на имеющиеся знания. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо исследовать знания об отдельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Подобный переход осуществляется с помощью индукции и дедукции.
Индукция такой метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Индукция всегда опирается на опыт, наблюдение, эксперимент. В силу этого индукция имеет широкое применение в экспериментальных науках. Индукция является готовым средством обобщения опытных данных. Имея дело с фактами, изучая и анализируя их, исследователь устанавливает общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс. На этой основе строится индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единых объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждения о классе, включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу.
С помощью индукции осуществляется переход от систематизированных данных опыта к эмпирическим законам. Индукцию можно считать способом обнаружения по внесенным взаимосвязям явлений, их внутренней определяющей связи, их сущности. Такая индукция называется научной. К научной индукции предъявляются требования: получение правильного отражения внутренних определяющих связей, установление объективных законов.
Дедукция - метод исследования, в котором частный вывод делается на основе общего знания.
В тоже время необходимо знать, что дедукция не всегда является умозаключением от общего к частному. Сущность дедукции состоит в выведении заключений, которые с необходимостью вытекают из посылок на основании примененных законов и правил логики. Поэтому дедуктивными могут быть и умозаключения от общего к общему, и от частного к частному, и вообще такие умозаключения, по отношению к которым неприменимы понятия общего и частного.
В отличие от индуктивных дедуктивные методы применяются для формального вывода одних предложений из других в соответствии с характером законов и правил принятой логической системы.
Дедукция имеет дело с предложениями, о которых известно, что они связаны по необходимости законами и правилами логики.
Дедукция является дополнительным методом к индукции, расширяя объем нашего знания.
Дедукция имеет большое познавательное значение, которое наиболее сильно проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Индукция и дедукция связаны друг с другом. Они являются дополнением друг к другу. Эта связь не означает их взаимозаменяемость. Необходимо применять каждую из них на своем месте.
Дополнительность этих методов ясно обнаруживается при рассмотрении всего научного познания в целом, в отдельных же науках, в зависимости от предмета и места каждая из них в общем процессе научного познания, на первый план с необходимостью выступает индукция или дедукция.
Противоположность и различия между индукцией и дедукцией следует рассматривать не столько как противоположность между двумя типами логического вывода (от частного к общему и от общего к частному), а скорее как противоположность между методами установления объективной истинности исходного научного знания и методами получения из него вероятных заключений, с одной стороны, и методами организации «готового» знания, т. е. получение необходимых заключений из посылок, принимаемых за истинное - с другой.
Короче говоря, эта противоположность вероятного, правдоподобного и логического необходимого знания.[2]
Связь между индукцией и дедукцией состоит не только в том, что они дополняют друг друга на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания, но и в том, что индукция пронизана элементами дедукции, а дедукция опирается на результаты индукции.
Г) Метод аналогии.
Изучая свойства явлений окружающей нас действительности, мы не можем познать их сразу во всем объеме, а подходим к их изучению постепенно, раскрывая все новые и новые свойства.
Изучив некоторые из свойств предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают со свойствами уже изученного предмета. Установив такое сходство и убедившись, что число совпадающих признаков достаточно большое, можно сделать предположение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают. Это составляет основы аналогии. Аналогия - это такой вид познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках.
Обычно под аналогией понимают частный случай сходства между явлениями и предметами, который состоит в сходстве отношений между элементами разных систем.
По мнению Г. Клауса аналогия между явлениями может заключаться в сходстве на различных условиях:
1. на уровне результатов, которые дают эти системы;
2. на уровне поведения явлений;
3. на уровне структур, обеспечивающих выполнение функций.
4. на уровне элементов, из которых состоят структуры. [3]
Задача научного познания состоит в том, что на основании установленного сходства между явлениями и существующего между ними различия максимально сократить область неопределенности. И эту задачу решают с помощью аналогии, т. е. путем перехода от известного к познанию новых свойств и отношений.
Аналогия носит вероятностный характер, заключение всегда правдоподобное. В силу этого аналогию считают эвристическим приемом познания. Степень правдоподобия выводов по аналогии можно повысить путем применения следующих правил:
n число сопоставляемых признаков должно быть достаточно велико;
n сравнение предметов по любым, случайно выбранным свойствам;
n увеличение разнообразия признаков;
n требование однотипности сравниваемых предметов.
Соблюдение этих правил в определенной мере предохраняет от ошибок, предвзятости, но не гарантирует строгой необходимости заключения. Нарушение же этих правил ведет к искжению действительности.
Необходимо также указать на осторожность в применении метода аналогии. Так называемая поверхностная аналогия приводит зачастую к серьезным ошибкам.
Но ошибки поверхностной аналогии не являются аргументом против метода аналогии вообще.
История науки наглядно демонстрирует факты научных открытий, сделанных с помощью аналогии.
Метод аналогии целесообразно использовать в связи с другими приемами и методами научного исследования. В этом случае он превращается в сильное вспомогательное средство поиска гипотезы, построения теории. Отрыв же аналогии от других средств познания ведет к серьезным ошибкам, к появлению ложной теории. Стремление усовершенствовать метод аналогии, освободить его от недостатков, опираться в выводах на знание существенных, внутренних закономерных связей при анализе сопоставляемых объектов привело к возникновению метода моделирования.
Д). Моделирование и модельный эксперимент.
Модели - любые заместители объекта исследования. Моделирование - процесс исследования с помощью заместителей. Изучение объекта посредством модели возможно потому, что объект и модель обладают общими свойствами. Замена предмета исследования моделью, зачастую не только полезна для целей познания, но и просто необходима.
Это бывает, например, в случае больших размеров объекта исследования или его чрезвычайной отдаленности от наблюдателя (астрономические объекты). Так в частности, свойства звезд изучают по их моделям.
Помимо этого существуют предметы исследования, относящиеся к далекому прошлому. Так, например, единственным способом изучения геологических процессов прошлого, является моделирование.
Расширенное определение модели может звучать так: это естественный или искусственный, материальный или идеальный заместитель объекта, который имеет общие свойства с изучаемым объектом.
Сведения о свойствах модели являются сведениями о свойствах самого объекта. В силу этого моделирование есть метод, при котором исследование свойств объекта заменяется исследованием свойств модели.
Моделирование на разных стадиях исследования бывает разным.
Так, на первой стадии эмпирического исследования оно может быть только в виде замены изучаемого объекта материально-модельного.
Материальная модель связана с теми условиями, в каких она заменяет объект исследования и функционирует по законам природы.
В этом случае мы познаем явления, не обращаясь непосредственно к ним, а к заменяющим их моделям. Это и есть модельный эксперимент. Модельный эксперимент достаточно сложный метод, потому что необходимо подобрать или создать модель, а полученные в ходе исследования результаты, перенести с модели на объект. Для того, чтобы избежать ошибок требуется, во-первых, тщательный подбор модели объективно соответствующий оригиналу; во-вторых, предварительные знания как о свойствах модели и оригинала, так и способах переноса сведений с модели на оригинал.
Простейшая форма отношений между моделью и оригиналом - геометрическое подобие, которое в большей мере присуще макету. Применение макетов распространено в технических науках.
Более сложный вид подобия - физическое. В нем кроме подобия по размерам, необходимо, чтобы отношения значений физических величин в сходственных точках модели и оригинала были числами постоянными. Эти числа называются коэффициентами подобия. При физическом подобии оригинал и модель сходны по своей физической природе.
Модельный эксперимент открывает довольно широкие перспективы для изучения сложных явлений на относительно простых моделях. При использовании модельного эксперимента необходимо знать, что чем больше существует различий между моделью и объектом, тем сложнее замена объекта моделью.
Моделирование используется также в биологических и социальных процессах. Таким образом, существуют следующие виды модельного эксперимента:
1. геометрическое моделирование - изучение объекта по его макету;
2. физическое - на физических моделях;
3. биологические - на биологических моделях;
4. социальное - на физических моделях;
5. социальное - на биологических моделях;
6. социальное - на социальных моделях.
Моделирование на второй стадии исследования осуществляется в двух видах. Первый - обычный модельный эксперимент, когда моделируются отдельные внешние связи между изучаемыми явлениеми на материальных моделях. Новое в том, что моделируются не сами явления, а их связи.
Второй - моделирование не на материальных, а на идеальных моделях. В этом случае совокупности данных опыта, представленные в виде схем, таблиц, графиков и т. п. могут рассматриваться как идеальные модели, заменяющие объект исследования.
Значение этого вида исследования заключается в том, что взаимосвязи явлений нельзя изучать каким - либо другим способом, кроме изучения определенной совокупности данных опыта, представляющих эти взаимосвязи.
Идеальная модель может реализоваться в виде модели - представления и в виде знаковой модели. Модель представление дает мысленный, чувственно - наглядный образ внутренних связей. Такая модель позволяет ввести простые математические соотношения и идеализации, разрешающие применять количественный подход.
Знаковая модель есть логический чувственно непредставимый образ предполагаемого эмпирического закона. Так знаковой моделью закона является математическое уравнение, выражающее этот закон. Изучая, с помощью математических средств, это уравнение, мы познаем закон. Изучение внутренних связей с помощью знаковых моделей является в этом случае не теоретическим исследованием, а вспомогательным средством эмпирического исследования.
Знаковые модели - наиболее абстрактный результат эмпирического исследования.
Контрольные вопросы
В чём различие между общенаучными и частнонаучными методами?
Какие философские методы научного исследования Вам известны?
Какие общенаучные методы научного исследования Вам известны?
В чем заключается отличие междисциплинарных методов исследования от
общенаучных? Какие частные методы научного исследования Вы знаете?
Какие специальные методы научного исследования Вы знаете?
Что понимают под моделированием?
Литература основная: 1-8. Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.
Лекция 6. Эмпирические методы исследования
Цель: Познакомить студентов с эмпирическими методами, имеющими широкое применение в научных исследованиях и в особенности в социологических.
1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
2. Эмпирические методы научного исследования
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы