1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
Важным моментом в организации научных исследований является выбор этапов, процедур и операций, а также их последовательное расположение и осуществление.
Для более точного понимания организации исследований необходимо иметь правильное представление о понятиях «операция», «процедура», исследовательский проект».
Наиболее простое понимание понятия «исследовательская операция» - это рассмотрение ее как некоторого элементарного действия.
При таком подходе исследование можно представить как деятельностную систему с заранее и точно определенным элементарным уровнем, определенным набором действий. Но выделение элементарного действия требует определения критерия элементарности.
Поэтому здесь возникла необходимость выделения центрального звена, характеризующего систему как целое, с одной стороны, и достижение элементарного уровня, с другой.
При организации исследования всегда необходимо знать, что конечный его результат – некоторое интегральное знание, так как исходной и конечной целью всякого исследования является создание или получение новых значений, выработка которых не осуществляется сразу.
Так, если интегральную систему знаний через А, а каждую ее подсистему А1, А2 …….Аn, то можно считать, что исследовательская процедура есть совокупность действий, направленных на достижение сформулированных в каждой подсистеме целей В1, В2……..Вn. Достижение В1 означает создание А1, В2 – создание А2 и т. д.
Выполнение исследовательской процедуры предполагает выполнение исследовательских действий, например измерений, наблюдений, вычислений и т. д.
Реконструкция исследовательских процедур и операций предполагает:
а) Что могут быть описаны знания А1, А2 …….Аn, необходимые для установления интегрального знания А;
б) Каждое исследовательское действие может быть представлено как непустое множество высказываний;
в) Элементарные действия могут быть зафиксированы в некоторых правилах в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в данной науке.
Под организацией исследования следует понимать такую последовательность и состав процедур и операций, которые гарантируют достижение цели в оптимальные сроки.
В самом общем виде исследование включает в себя следующие этапы:
1. постановку и уточнение задачи;
2. выдвижение гипотез;
3. теоретическую разработку гипотез, их проверку и оценку;
4. создание программ и инструкций для экспериментов;
5. проведение экспериментальных исследований;
6. сбор и обработка эмпирических данных;
7. сравнение выдвинутых гипотез с результатами экспериментов и наблюдений;
8. их оценка, принятие или отбрасывание;
9. формулирование перечисленных вопросов и постановка новых задач.
Эти основные этапы задают структуру научного исследования, т. к. определяют отношения между последовательностью соответствующих процедур и операций, фиксируют их содержание.
Необходимо отметить, что далеко не все исследования включают в себя все перечисленные этапы. Некоторые могут ограничиваться лишь некоторыми из них.
В науке имеет место исследование, носящее чисто эмпирический характер. Преобладание эмпирических теоретических этапов в исследовании является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. Но, тем не менее, большинство научных исследований включают в себя все перечисленные выше этапы. Очень важным в организации исследования является правильная его методологическая организация, с одной стороны, и обоснованный выбор одного пути решения исследовательской проблемы из множества других, с другой.
В первом случае необходимо знать, что исследование методологически организованно тогда, когда все его этапы выделены и описаны одновременно с постановкой основной исходной задачи. Это описание включает в себя:
• полный перечень этапов решения задачи;
• схему всех целей; перечень всех процедур и операций, необходимых для достижения целей;
• требования к средствам, необходимым для реализации процедур и операций;
• перечень предполагаемых трудностей в осуществлении процедур этапов.
Данное описание называется исследовательским проектом или исследовательской программой.
Второй случай ориентирует исследователя на то, что при выборе из ряда исследований, предпринимаемых для решения одной и той же задачи, преимущество имеет то, которое ведет к получению необходимого знания через:
а) использование меньшего числа процедур и операций; б) использование менее затратных процедур и операций.
Помимо этого необходимо помнить и тот факт, что исследовательские проекты являются более эффективными в методологическом отношении, чем более простую структуру исследования они предполагают
2..Формулирование исследовательской проблемы.
Любое научное исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «'Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Как правило, в науке исследователь непосредственно или опосредованно идет от запросов практики. Кроме того, решение любой научной проблемы в конечном счете способствует улучшению практической деятельности. Но практическая необходимость не является еще научной проблемой. Она служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и поэтому предполагает обращение к науке. Проблема - это вопросительное высказывание выражающее неопределённость, подлежащая научно-практическому решению.
Постановка проблемы является начальным звеном всякого исследования, т. к. проблема - это социальная задача, нуждающаяся в решении. Проблем в реальной действительности много это:
Þ гносеологические (недостаток познавательной информации)
Þ предметные (социальные противоречия)
Проблемы делятся также и по:
а) носителю, - демографические, семейные, политические, экономические и т. д.
б) времени, - на кратко-, средне-, долгосрочные
в) масштабам, - на локальные, региональные, глобальные
г) по глубине, - одноплановые, комплексные, системные.
Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоречие. Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя:
а) внешнее наблюдение;
б) интервью с участниками проблемной ситуации;
в) анализ документов;
г) интервью с экспертами.
Исследователь должен иметь чёткое представление о типе проблемной ситуации, с которой он
имеет дело.
То ли она теоретическая, требующая дальнейшего развития теории в данной сфере, то ли практическая.
Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно формулировка есть результат
осмысления проблемной ситуации.
Решить практическую задачу средствами науки — значит определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности. Эта область неизвестного в научном знании — «белое пятно на карте науки» — и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, обладать обширными знаниями в своей области деятельности, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. «Знание о незнании» — в этом суть научной проблемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания. Констатацию этого факта обусловливают открытие новых факторов или связей, обнаружение логических изъянов имеющихся научных концепций или появление таких новых запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний и движения к новому знанию. Наука ориентируется на общественную практику, на необходимость преодоления недостатков практической деятельности, проявляющихся в ее результатах. Изъяны теории тоже, как правило, обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности. Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержанием. Одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем и наоборот: результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач. В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. Например, в качестве противоречий, существующих сегодня в системе образования, можно выделить такие:
- противоречие между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и реально сложившейся практикой подготовки их в вузе с использованием традиционных форм и методов обучения;
- противоречие между усилением требований к самостоятельной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по организации самостоятельной познавательной деятельности и т. д.
При изучении состояния проблемы целесообразна следующая последовательность работы.
- Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления.
- Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью доступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Чем крупнее библиотека, тем эффективнее будет ваша работа с каталогом. В таких библиотеках деление на разделы достаточно дифференцированное. Просмотрите несколько разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследования.
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы