logo
2лекции

1. Общая характеристика основных этапов научного исследования

Важным моментом в организации научных исследований является выбор этапов, процедур и операций, а также их последовательное расположение и осуществление.

Для более точного понимания организации исследований необходимо иметь правильное представление о понятиях «операция», «процедура», исследовательский проект».

Наиболее простое понимание понятия «исследовательская операция» - это рассмотрение ее как некоторого элементарного действия.

При таком подходе исследование можно представить как деятельностную систему с заранее и точно определенным элементарным уровнем, определенным набором действий. Но выделение элементарного действия требует определения критерия элементарности.

Поэтому здесь возникла необходимость выделения центрального звена, характеризующего систему как целое, с одной стороны, и достижение элементарного уровня, с другой.

При организации исследования всегда необходимо знать, что конечный его результат – некоторое интегральное знание, так как исходной и конечной целью всякого исследования является создание или получение новых значений, выработка которых не осуществляется сразу.

Так, если интегральную систему знаний через А, а каждую ее подсистему А1, А2 …….Аn, то можно считать, что исследовательская процедура есть совокупность действий, направленных на достижение сформулированных в каждой подсистеме целей В1, В2……..Вn. Достижение В1 означает создание А1, В2 – создание А2 и т. д.

Выполнение исследовательской процедуры предполагает выполнение исследовательских действий, например измерений, наблюдений, вычислений и т. д.

Реконструкция исследовательских процедур и операций предполагает:

а) Что могут быть описаны знания А1, А2 …….Аn, необходимые для установления интегрального знания А;

б) Каждое исследовательское действие может быть представлено как непустое множество высказываний;

в) Элементарные действия могут быть зафиксированы в некоторых правилах в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в данной науке.

Под организацией исследования следует понимать такую последовательность и состав процедур и операций, которые гарантируют достижение цели в оптимальные сроки.

В самом общем виде исследование включает в себя следующие этапы:

1. постановку и уточнение задачи;

2. выдвижение гипотез;

3. теоретическую разработку гипотез, их проверку и оценку;

4. создание программ и инструкций для экспериментов;

5. проведение экспериментальных исследований;

6. сбор и обработка эмпирических данных;

7. сравнение выдвинутых гипотез с результатами экспериментов и наблюдений;

8. их оценка, принятие или отбрасывание;

9. формулирование перечисленных вопросов и постановка новых задач.

Эти основные этапы задают структуру научного исследования, т. к. определяют отношения между последовательностью соответствующих процедур и операций, фиксируют их содержание.

Необходимо отметить, что далеко не все исследования включают в себя все перечисленные этапы. Некоторые могут ограничиваться лишь некоторыми из них.

В науке имеет место исследование, носящее чисто эмпирический характер. Преобладание эмпирических теоретических этапов в исследовании является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. Но, тем не менее, большинство научных исследований включают в себя все перечисленные выше этапы. Очень важным в организации исследования является правильная его методологическая организация, с одной стороны, и обоснованный выбор одного пути решения исследовательской проблемы из множества других, с другой.

В первом случае необходимо знать, что исследование методологически организованно тогда, когда все его этапы выделены и описаны одновременно с постановкой основной исходной задачи. Это описание включает в себя:

• полный перечень этапов решения задачи;

• схему всех целей; перечень всех процедур и операций, необходимых для достижения целей;

• требования к средствам, необходимым для реализации процедур и операций;

• перечень предполагаемых трудностей в осуществлении процедур этапов.

Данное описание называется исследовательским проектом или исследовательской программой.

Второй случай ориентирует исследователя на то, что при выборе из ряда исследований, предпринимаемых для решения одной и той же задачи, преимущество имеет то, которое ведет к получению необходимого знания через:

а) использование меньшего числа процедур и операций; б) использование менее затратных процедур и операций.

Помимо этого необходимо помнить и тот факт, что исследовательские проекты являются более эффективными в методологическом отношении, чем более простую структуру исследования они предполагают

2..Формулирование исследовательской проблемы.

Любое научное ис­следование начинается с определения проблемы, которая выделяет­ся для специального изучения. Ставя проблему, исследователь от­вечает на вопрос: «'Что надо изучить из того, что раньше не было изу­чено?» Как правило, в науке исследователь непосредственно или опосредованно идет от запросов практики. Кроме того, решение любой научной проблемы в конеч­ном счете способствует улучшению практической деятельности. Но практическая необходимость не является еще научной проблемой. Она служит стимулом для поисков научных средств решения прак­тической задачи и поэтому предполагает обращение к науке. Проблема - это вопросительное высказывание выражающее неопределённость, подлежащая научно-практическому решению.

Постановка проблемы является начальным звеном всякого исследования, т. к. проблема - это социальная задача, нуждающаяся в решении. Проблем в реальной действительности много это:

Þ  гносеологические (недостаток познавательной информации)

Þ  предметные (социальные противоречия)

Проблемы делятся также и по:

а) носителю, - демографические, семейные, политические, экономические и т. д.

б) времени, - на кратко-, средне-, долгосрочные

в) масштабам, - на локальные, региональные, глобальные

г) по глубине, - одноплановые, комплексные, системные.

Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоречие. Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя:

а) внешнее наблюдение;

б) интервью с участниками проблемной ситуации;

в) анализ документов;

г) интервью с экспертами.

Исследователь должен иметь чёткое представление о типе проблемной ситуации, с которой он

имеет дело.

То ли она теоретическая, требующая дальнейшего развития теории в данной сфере, то ли практическая.

Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно формулировка есть результат

осмысления проблемной ситуации.

Решить практическую задачу средствами науки — значит опреде­лить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, ко­торые затем будут положены в основу практической деятельности. Эта область неизвестного в научном знании — «белое пятно на карте науки» — и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, обладать обширными знаниями в своей области деятельности, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. «Знание о незнании» — в этом суть научной про­блемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточ­ность достигнутого к данному моменту уровня знания. Констатацию этого факта обусловливают открытие новых факторов или связей, обнаружение логических изъянов имеющихся научных концепций или появление таких новых запросов общественной практики, кото­рые требуют выхода за пределы уже полученных знаний и движения к новому знанию. Наука ориентируется на общественную прак­тику, на необходимость преодоления недостатков практической деятельности, проявляющихся в ее результатах. Изъя­ны теории тоже, как правило, обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности. Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержа­нием. Одна практическая задача может быть решена на основе изуче­ния множества научных проблем и наоборот: результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач. В качестве одного из основных критериев существования пробле­мы следует рассматривать наличие объективно существующих про­тиворечий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая ис­следованию.  Например, в качестве противоречий, существующих се­годня в системе образования, можно выделить такие:

- противоречие между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и реально сложившей­ся практикой подготовки их в вузе с использованием традицион­ных форм и методов обучения;

- противоречие между усилением требований к самостоятельной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по орга­низации самостоятельной познавательной деятельности и т. д.

При изучении состояния проблемы целесообразна следующая после­довательность работы.

- Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто мож­но найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на уче­ных, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления.

- Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью до­ступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Чем крупнее библио­тека, тем эффективнее будет ваша работа с каталогом. В таких библиотеках деление на разделы достаточно дифференцированное. Просмотрите несколь­ко разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследова­ния.