4.Организация исследования.
Важным моментом в организации научных исследований является выбор этапов, процедур и операций, а также их последовательное расположение и осуществление.
Для более точного понимания организации исследований необходимо иметь правильное представление о понятиях «операция», «процедура», «исследовательский проект».
Наиболее простое понимание понятия «исследовательская операция» это рассмотрение ее как некоторого элементарного действия.
При таком подходе любое исследование можно представить как деятельностную систему с заранее и точно определенным элементарным уровнем, определенным набором действий. Но выделение элементарного действия требует определения критерия элементарности.
Поэтому здесь возникла необходимость выделения центрального звена, характеризующего систему как целое, с одной стороны, и достижение элементарного уровня, с другой.
При организации исследования всегда необходимо знать, что конечный его результат - некоторое интегральное знание, т. к. исходной и конечной целью всякого исследования является создание или получение новых значений, выработка которых не осуществляется сразу.
Так если интегральную систему знаний обозначить через А, а каждую ее подсистему А1, А2 ... Аn, то можно считать, что исследовательская процедура есть совокупность действий, направленных на достижение сформулированных в каждой подсистеме целей В1, В2 ... Вn. Достижение В1 означает создание А1, В2 - создание А2 и т. д.
Выполнение исследовательской процедуры предполагает выполнение исследовательских действий, например, измерений, наблюдений, вычислений и т. п.
Реконструкция исследовательских процедур и операций предполагает:
а) что могут быть описаны знания А1, А2 ... Аn необходимые для установления интегрального знания А;
б) каждое исследовательское действие может быть представлено непустое множество высказываний;
в) элементарные действия могут быть зафиксированы в некоторых правилах в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в данной науке.
Под организацией исследований следует понимать такую последовательность и состав процедур и операций, которые гарантируют достижение цели в оптимальные сроки.
В самом общем виде исследование включает в себя следующие этапы:
1. постановку и уточнение задачи;
2. выдвижение гипотез;
3. теоретическую разработку гипотез, их проверку и оценку;
4. создание программ и инструкции для экспериментов;
5. проведение экспериментальных исследований;
6. сбор и обработка эмпирических данных;
7. сравнение выдвинутых гипотез с результатами экспериментов и наблюдений. Их оценка, принятие или отбрасывание;
8. формулирование перечисленных вопросов и постановка новых задач;
Эти основные этапы задают структуру научного исследования, т. к. определяют отношения между последовательностью соответствующих процедур и операций, фиксируют их содержание.
Необходимо отметить, что далеко не все исследования включают в себя все перечисленные этапы. Некоторые, могут ограничиваться лишь некоторыми из них.
В науке имеет место исследование, носящее чисто эмпирический характер. Преобладание эмпирических теоретических этапов в исследовании является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. Но, тем не менее, большинство научных исследований включают в себя все перечисленные выше этапы. Очень важным в организации исследования является правильная его методологическая организация, с одной стороны, и обоснованный выбор одного пути решения исследовательской проблемы из множества других, с другой.
В первом случае необходимо знать, что исследование методологически организовано тогда, когда все его этапы выделены и описаны одновременно с постановкой основной исходной задачи. Это описание включает в себя:
n полный перечень этапов решения задачи;
n схему всех целей; перечень всех процедур и операций, необходимых для достижения целей;
n требования к средствам, необходимых для реализации процедур и операций;
n перечень предполагаемых трудностей в осуществлении процедур этапов;
Данное описание называется исследовательским проектом или исследовательской программой.
Второй случай ориентирует исследователя на то, что при выборе из ряда исследований, предпринимаемых для решения одной и той же задачи, преимущество имеет то, которое ведет к получению необходимого знания через а) использования меньшего числа процедур и операций; б) использование менее затратных процедур и операций.
Помимо этого необходимо помнить и тот факт, что исследовательские проекты являются более эффективным в методологическом отношении, чем более простую структуру исследования они предлагают.
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы