logo
2лекции

2. Эмпирические методы научного исследования

Эмпирические исследовательские приемы являются определяющими в научно-исследовательском труде, которые связаны с практикой, в частности педагогической, и обеспечивают накопление, фиксацию и обобщение исходного исследовательского материала. Полученные с помощью этих методов данные служат основой для дальнейшего теоретического осмысления познавательных процессов и создают целостное единство научного познания.

Наблюдение и его особенности

Научное наблюдение есть целенаправленное и организационное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Наблюдение - относительно простая и исходная форма эмпирического исследования, представляющая собой непосредственный и наиболее прямой путь получения данных опыта.

Любое наблюдение есть физическая связь наблюдателя с объектом наблюдения. Это обусловлено тем, что деятельность сознания в процессе наблюдения не ограничивается только тем, что она синтезирует в единый образ результаты ощущений. Активная его роль проявляется в том, что наблюдатель не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их руководствуясь идеей, гипотезой или прежним опытом. Даже в обыденном познании наблюдение опирается на прежний опыт и знания людей.

В науке же целью наблюдения, как правило, является проверка той или иной гипотезы или теории.

Наблюдатель не просто игнорирует любые факты, а сознательно отбирает из них те, которые либо подтверждают, либо опровергает его идеи.

Важным в наблюдении является интерпретация его результатов, осуществляемая с помощью некоторой теории. Особенно это необходимо в случаях, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а результат его взаимодействия с другими предметами или явлениями. Интерпретация данных наблюдений дает возможность отделять существенные факты от несущественных, обнаруживать главное.

Научное наблюдение, в отличие от обычного, имеет специфические особенности.

Так восприятие объектов и явлений в нем, лучше организовать, а самое главное - оно направляется и контролируется определенной идеей. Повседневные же наблюдения опираются в основном на практический опыт и те знания, которые приобретаются в ходе этого опыта.

Наблюдение предполагает наличие наблюдаемого объекта и воспринимающего его субъекта. Помимо этого оно включает в себя специальные средства наблюдения, предназначение которых состоит в компенсировании природной ограниченности органов чувств человека, повышении точности и объективности результатов наблюдения. В научном наблюдении важная роль отводится концептуальным средствам, т. е. понятиям и теориям, с помощью которых организуются и интерпретируются научные наблюдения.

Важнейшее требование к наблюдению - оно должно приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний наблюдателя.

Достижение объективной информации в процессе наблюдения сопряжено с трудностями.

Наблюдение, как известно, связано с сознанием, которое не только отражает мир, но и творит его. Именно в процессе творчества, то есть активного отражения и освоения мира возможны ошибки.

Ошибки могут быть по причинам предвзятых представлений ошибочных исходных установок, других субъективных факторов.

Вероятность ошибок резко возрастает и в случаях косвенного наблюдения, т. е. при отсутствии непосредственно невоспринимаемых объектов. Поэтому для достижения объективных результатов наблюдения требуется исправление и устранение ошибок, связанных с природной ограниченностью органов и чувств человека.

Важнейшим условием получения объективных данных наблюдения является требование получения данных не одним, а несколькими наблюдателями. То есть результаты наблюдения не должны зависеть от индивидуальных особенностей конкретного субъекта - они обязаны быть интерсубъективными. В этом случае возрастает надежность и правильность данных наблюдения.

Необходимо знать, что непосредственные данные чувственного опыта отдельного субъекта не имеют большой ценности, т. к. не поддаются контролю и проверке, в силу этого не могут быть подлинной основой для построения научного знания. Да и одинаковые результаты, полученные многими наблюдателями, не всегда гарантируют их объективность. В силу этого интерсубъективность не тождественна объективности. Критерием объективности служат опыт и практика, понимаемая как общественно-историческая деятельность людей.

Интерсубъективность является этапом на пути достижения объективно истинного знания. Но при этом наблюдения должны тщательно анализироваться и корректироваться в свете существующих теоретических представлений. Для повышения объективности результатов наблюдения используются приборы и регистрирующие устройства, в определенной мере устраняющие субъективизм в процессе наблюдения.

Функции наблюдения и его виды

Наблюдение в научном исследовании осуществляет следующие функции. Первая - заключается в обеспечении эмпирической информацией, необходимой для постановки новых проблем, выдвижения гипотез и их последующей проверке.

Это не означает, что исследователь до наблюдения не руководствовался какими - либо идеями, гипотезами и т. д. Естественно, что он исходит из некоторых теоретических представлений. Но любой новый факт, не укладывающийся в прежние теоретические представления, требует своего объяснения.

В этом случае исследователь создает либо гипотезы, либо теорию с помощью которых и пытается объяснить новый факт.

Таким образом, происходит взаимодействие и взаимопроникновение теории и опыта.

Вторая функция - состоит в проверке гипотез и теорий, не осуществимой экспериментально.

Это бывает в случае невозможности постановки эксперимента, когда единственным свидетельством могут служить данные наблюдения. Важным условием реализации этой функции является сопровождение наблюдений точными измерениями. Третья функция заключается в сопоставлении результатов теоретического исследования, проверке их адекватности и истинности.

В ходе эмпирического исследования ученый обращается к теории для того, чтобы целенаправленно вести наблюдения и проводить эксперименты.

При построении теории ему довольно часто приходится сверять понятия и принципы с опытными данными. Но, как известно, сопоставить абстрактные положения теории непосредственно с опытом невозможно. И тогда исследователь использует различные вспомогательные приемы, среди которых существенную роль играет формулировка эмпирических результатов в терминах наблюдения.

В научном исследовании практикуется деление наблюдений на косвенные и непосредственные.

Косвенные применяются в том случае, когда наблюдение не сам предмет или процесс, а эффект его взаимодействия с другими предметами или явлениями. Большое количество так называемых «ненаблюдаемых» объектов исследуется в ядерной физике, квантовой химии и т. п.

Поэтому исследование изучает не сами эти объекты, а результаты их взаимодействия на другие объекты или явления.

Особенностью косвенного наблюдения является то, что в нем заключение об исследуемых явлениях делают через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. И эти заключения основывается на некоторых гипотезах или теориях, устанавливающих отношения между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами.

Но при этом необходимо понимать, что отношения между этими объектами устанавливаются не по произволу исследователя, а по наличию фактов подтверждающих связь между ними. Но в науке выявляют не только связи между этими объектами, а определенное функциональное отношение между величинами, которые характеризуют эти свойства.

В эмпирической социологии, в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешивается в их ход. Он просто регистрирует ход происходящих событий.

Данный вид наблюдения используется для описания объекта исследования. Включенное наблюдение предполагает включение, в той или иной степени, исследователя в изучаемый процесс, контактирование его с наблюдаемыми людьми, участие в их деятельности.

Степень включения колеблется от частичного до полного.

Включенное наблюдение часто позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами.

В условиях полного включения исследователь работает в качестве члена изучаемого коллектива, не вызывая к себе настороженного отношения, в силу того, что подобное включение чаще всего бывает тайное, «инкогнито».

Такое включение чаще всего бывает целесообразным, так как дает возможность без помех и с большой ступенью объективности изучить объект в целом, или какую-либо сторону его деятельности, не говоря уже о непосредственном, практическом знакомстве с вопросом.

Эксперимент структура и функции

Важной составной частью научных исследований является эксперименты.

Проведение эксперимента предполагает возможность активного практического воздействия на изучаемые объекты. В ходе эксперимента исследователь сознательно вмешивается в ход протекания изучаемых явлений. Это вмешательство может быть, либо путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс, либо путем изменения условий, в которых он происходит.

Экспериментальный метод имеет широкое применение в науках, имеющих дело с опытом и конкретными фактами.

Основной целью эксперимента является проверка идей, гипотез, теорий относительно свойств и закономерностей протекания тех или иных процессов и явлений.

Эксперимент является важным, но тем не менее лишь определенным звеном в общей цели научного исследования. Проведение его не самоцель. И он не есть альтернатива теории. Никакое научное экспериментирование невозможно без теории, так как эмпирическое познание всегда отталкивается от существующих теоретических представлений.

Экспериментальный метод является важнейшим, высокоэффективным способом эмпирического исследования. Эффективность его возросла по мере усложнения экспериментальной техники и степени зрелости теории.

Развитие экспериментальной техники шло от простейших опытов до индустриальных установок и космических лабораторий.

Но при этом необходимо, ради справедливости, отметить, что экспериментальный метод применяется не во всех науках. Связано это с тем, что в некоторых науках ученые объективно не могут воздействовать на изучаемые объекты (например, в астрономии, геологии и т. п.). такие науки не относятся к экспериментальным, под которыми обычно понимаются те, которые наряду с различными эмпирическими и теоретическими методами познания, широко используют эксперимент как важнейшее средство исследования.

В структуру эксперимента входят:

1.  объект исследования;

2.  исследователь;

3.  материальные средства воздействия на изучаемый объект.

Остановимся более подробно на третьем элементе структуры.

Вся экспериментальная техника служит либо для прямого воздействия на изучаемый объект, либо для изменения условий, в которых он функционирует. В любом случае речь идет об изменении и преобразовании каких-либо предметов и процессов с целью лучшего их познания.

Вся эта техника необходима исследователю для воздействия на изучаемый объект, с целью эффективного выявления его свойств и характеристик. В ходе эксперимента исследователь осуществляет определенные действия, контролирует их результаты.

Важнейшей функцией эксперимента является опытная проверка гипотез и теорий. В недалеком прошлом эта функция не была присуща эксперименту. Долгое время основной его целью был сбор данных, а не проверка идей.

И только, начиная с Нового времени, экспериментальный метод стал использоваться для проверки новых гипотез и теорий. В настоящее время с этой целью он используется во многих науках, как естественных, так и социальных.

Не менее важной функцией эксперимента является эвристическая, заключающаяся в формировании новых гипотез и теоретических представлений.

Эвристическая функция эксперимента при создании гипотез состоит в том, чтобы использовать опыт для уточнения и исправления первоначальных допущений.

Так если при проверке чего-либо, исследователь обычно располагает определенной гипотезой и стремится с помощью эксперимента либо подтвердить, либо опровергнуть ее, то при выдвижении и обосновании новых гипотез ему часто не хватает дополнительной эмпирической информации.

В этом случае он также обращается к эксперименту, чтобы откорректировать свои первоначальные предположения. В ходе исследования при этом происходит не только уточнение первоначальных предположений, но и доведение их до уровня научных гипотез с одновременной проверкой.

Виды экспериментов и их планирование

Классификации различных экспериментов строятся в зависимости от их целей, предмета исследования, характера используемой экспериментальной техники и т. п.

По основной цели эксперименты бывают:

-  проверочные – с помощью которых осуществляется эмпирическая проверка той или иной гипотезы или теории;

-  поисковые – с помощью которых собирается необходимая эмпирическая информация для построения или уточнения некоторого предположения.

По характеру исследуемого объекта:

-  физические;

-  химические;

-  биологические;

-  психологические;

-  социальные.

По методу и результатам исследования:

-  Качественные, проводимые для выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс.

Подобные эксперименты носят поисковый характер. С их помощью проводится проверка и оценка той или иной гипотезы или теории.

-  Количественные, проводимые с целью обеспечения точности измерений существующих факторов, влияющих на поведение изучаемого объекта. Эти эксперименты проводятся с применением значительного количества экспериментальной техники, а результаты измерений нуждаются в математической обработке.

Эти два метода характеризуют степень проникновения в сущность изучаемых явлений. В силу этого взаимосвязаны. Количественный эксперимент содействует лучшему раскрытию качественной природы исследуемых явлений.

По методу осуществления:

-  статистическое, используется для оценки результатов экспериментов, с целью повышения их точности и надежности;

-  нестатистическое, в которых исследуемые величины задаются индивидуальным образом.

Существует также деление экспериментов на прямые и модельные.

Прямой – в нем объектом изучения является реально существующий предмет или процесс.

Модельный – в нем объектом изучения является не сам предмет, а некоторая его модель.

В модельном эксперименте операции осуществляются не с самими реальными предметами, а с их моделями. Полученные же результаты экстраполируются на сами предметы.

Модельные эксперименты менее эффективны, чем прямые. Но прямые эксперименты иногда просто невозможны по ряду причин, в частности, из-за моральных соображений и стоимости. В настоящее время в исследовании широко используются концептуальные модели, которые в логико-математической форме выражают существенные зависимости реально существующих систем.

Эксперименты с этими моделями проводятся с использованием ЭВМ, в результате чего получают сведение о поведении реальных систем, не допускающих как прямого экспериментирования, так и экспериментирования с помощью материальных моделей.

Важным моментов в эксперименте является его планирование. Для постановки эксперимента не достаточно располагать его идеей. Необходимо продумать его план осуществления, который напрямую зависит от научной проблемы, требующей своего разрешения с помощью опыта.

Планирование эксперимента связано:

-  с качественной константацией зависимостей между существенными факторами или свойствами исследуемого процесса;

-  с количественным выражением этих зависимостей;

-  с характером величин, которые оцениваются в ходе опыта.

Поскольку каждый эксперимент призван решать определенную теоретическую проблему: будь то предварительная оценка гипотезы или ее окончательная проверка, - поскольку при его планировании следует учитывать не только наличие экспериментальной техники, но и уровень развития соответствующей отрасли знания.

План проведения каждого конкретного эксперимента очень индивидуален, обладает совей спецификой и особенностями. Универсальных планов проведения эксперимента не существует. Общим для всех экспериментов могут быть только лишь рекомендации по их построению и планированию.

Первый этап (подготовительный) предполагает четкое обоснование проблемы, требующей экспериментального разрешения. И здесь необходимо знать, что чаще всего с помощью эксперимента осуществляется эмпирическая проверка какой-либо гипотезы или теории.

Второй этап - выделение факторов, существенно влияющих на эксперимент и факторов, которыми можно пренебречь (не оказывающих существенного влияния на процесс). Главное – правильно определить существенные факторы. И сделать это не всегда просто.

Если исследователь имеет дело с достаточно разработанной теорией, то сделать это не сложно. Но если область исследования мало изучена, то выделить существенные факторы весьма трудно. Здесь любой фактор может оказаться существенным. Поэтому не один из них нельзя исключать без предварительной проверки. И здесь исследователю приходится сталкиваться с очень серьезной проблемой – отбор факторов, серьезно влияющих на исследуемый процесс. Но очень часто не удается проверить все предположения о существующих факторах. И это может приводить к ошибкам. Помимо этого необходимо помнить, что существенные и несущественные факторы могут меняться местами. Существенный фактор в данном эксперименте может стать несущественным в другом. Понятие существенного фактора является относительным, так как оно зависит от задач и условий эксперимента, а также от уровня развития знания.

Третий этап – изменение одних факторов при сохранении других неизменными. То есть создание некоторой искусственной среды. Допустим, что известна зависимость изучаемого явления из некоторых факторов. Для выявления роли каждого из них, а также взаимосвязи между ними, выбираются два из них. Одно из них изменяем, все остальные при этом остаются постоянными, наблюдаем, как ведет себя второй фактор. Также проверяем зависимость между остальными свойствами. В результате устанавливается зависимость, характеризующая отношение между исследуемыми свойствами явления, которая может быть представлена математической формулой.

Эксперименты, в планировании которых предусматривается выявление только существенных факторов, называются факторными.

Но достаточно часто требуется не только выявление существенных факторов, но и установление форм количественной зависимости между ними, т. е. выявление функциональной зависимости между некоторыми существенными факторами исследуемых явлений. Такие эксперименты называются функциональными.

Проведение эксперимента является важным и довольно трудоемким мероприятием. Исследователь, приступая к эксперименту, должен четко представлять себе методику его проведения, основные этапы.

Эксперимент требует своего логического заключения, добросовестности при его проведении.

При проведении эксперимента требуется фиксирование его результатов в письменной форме в дневнике или журнале. Форма данных документов может быть произвольной. Основными разделами их должно быть:

-  тема эксперимента;

-  данные об исполнителе;

-  время и место проведения;

-  данные об объекте исследования и окружающей среде;

-  сведения о средствах измерения;

-  результаты и т. д.

Все данные должны быть без искажений.

Опрос

. Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования). Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по социально-

демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы помещают в конце

анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента и ввести его в

изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информацию, ради

которой проводят исследование; 5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследования.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены контрольные вопросы и

вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдивости ответов, а также для

уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные вопросы. Вторые

предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих

опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в

логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые

вопросы, в середине - сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В

анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на

них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые.

Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да - нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

6) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности какого-либо явления в

баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может

ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется среди специально подобранных типичных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют ответы на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по

почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам

(возвращается около 90%).

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выборочный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обследуют только выделенную по определенным правилам её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные результаты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупности должен иметь

равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой

случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примерами простой случайной выборки

являются жеребьевка, лотерейный метод. Механическая выборка состоит в том, что все элементы

генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают

нужное число респондентов. При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на

однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество

элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки

в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Существуют следующие её виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60 - 70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот выступают данные о признаках элементов генеральной совокупности, например образование, возраст).

Выборка должна быть репрезентативной, т. е. выборочная совокупность должна

воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать

содержание и закономерности изучаемого явления. Разность между данными генеральной и

выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная

надежность исследования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная - от 3 до l0%,

приближенная - от 10 до 20%, ориентировочная - от 20 до 40%.

Интервью

Интервью - это беседа интервьюера с респондентом по определенному плану.

Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Интервьюер, пользуясь

вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу,

фиксирует ответы опрашиваемых.

Интервьюирование может быть стандартизированным или свободным. Стандартизированное (формальное) интервью осуществляется по закрытым вопросам, и интервьюеру остается лишь пометить ответ подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т. д.).

Свободное интервью - это беседа с респондентом по определенному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

⎯ панельное, т. е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же

вопросам через определенные промежутки времени;

⎯ клиническое, т. е. длительное, глубокое;

⎯ фокусированное, т. е. кратковременное по какому-либо конкретному вопросу.

Метод экспертных оценок

Он заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек). Для определения их компетентности применяются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суждений экспертов по

изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспертов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материалов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из перечисленных

способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным.

Индивидуальный опрос проводится путем анкетирования или интервьюирования.

Групповой опрос возможен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен

мнениями между специалистами. Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический материал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются различные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в статистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно

однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам,

социальному положению правонарушителей, тяжести совершенных ими преступлений.

Существует три основных вида группировок:

1) типологическая;

2) структурная;

3) аналитическая.

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления

применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью называется такая форма

причинной связи, при которой причина порождает следствие не однозначно, а лишь с

определенной долей вероятности. Количественная мера связи называется коэффициентом

корреляции.

Методы установления статистических связей между признаками явления основаны на

принципах: 1) совместного появления событий и 2) ковариации. Первый гласит, что

постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи

между ними. Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных

изменения в одном их них соответствуют изменениям в другом, есть основание предположить о

наличии связи между этими рядами.

Контрольные вопросы

Какие признаки классификации методов исследования Вам известны?

Каковы сущность, виды и методика наблюдения?

Раскройте сущность и методику проведения эксперимента

Охарактеризуйте методику и сущность беседы-интервью

Перечислите виды письменного опроса и охарактеризуйте метод анкетирования. В чём состоит сущность и методика социометрического опроса-испытания? Изложите методику применения математических и статистических методов.

Литература основная: 1-8.

Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.

Лекция 7. Программа научного исследования

Цель: Дать представление о программе научного исследования.

1..Программа исследования и процедуры ее разработки

2. Сущность понятия «научно-исследовательская тема»

3. Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере

4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения