1. Общенаучные и частные методы научного исследования
Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы:
общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он
лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются
классификация и периодизация.
Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое
целое.
Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему
положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах
или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из
других мыслей.
Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что
они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в
некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический,
формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному,
исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е.
предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого
явления или предмета.
Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования,
сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из
которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:
1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;
2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с
помощью дедукции;
4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого - либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления
или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного
формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки
естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не
может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется,
например, для создания компьютерных программ.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений
изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно
при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от
существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.
Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в
таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его
движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в
хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в
том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем,
прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким
путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение,
сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств
предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь
получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются,
например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда
исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2)
опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались
другими лицами.
Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или
параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в
статистике. Так, статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых
явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.
Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения
её с эталоном.
Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,
установление различия между ними или нахождение в них общего.
Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной
(экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме
изучаемого.
Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных
условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его
заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или
материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого
объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
В теории моделирования различают:
1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей,
знаков, математической интерпретации;
2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи,
предметы-аналоги для опытов.
Метод моделирования применяется учеными в том случае, когда он в результате
исследования предлагает создать новую норму или изменить содержание уже существующей.
Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.
Некоторые учёные не делают различий между частными и специальными методами теории, относя к ним конкретно-социологический методы и методы сравнительного анализа,
моделирования. Методы сравнения и моделирования - это общенаучные методы, которые
используются во всех науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их
нельзя отнести к частным методам.
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.
Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной
социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические
исследования - это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.
К методам конкретно-социологического исследования, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы