logo
2лекции

1. Общенаучные и частные методы научного исследования

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы:

общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он

лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются

классификация и периодизация.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое

целое.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему

положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;

движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах

или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из

других мыслей.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что

они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в

некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический,

формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному,

исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е.

предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого

явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования,

сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из

которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с

помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого - либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления

или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного

формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки

естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не

может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется,

например, для создания компьютерных программ.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений

изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно

при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от

существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.

Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в

таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его

движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в

хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в

том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем,

прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким

путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение,

сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств

предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь

получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются,

например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда

исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2)

опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались

другими лицами.

Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или

параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в

статистике. Так, статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых

явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения

её с эталоном.

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,

установление различия между ними или нахождение в них общего.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной

(экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме

изучаемого.

Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных

условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его

заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или

материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого

объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

В теории моделирования различают:

1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей,

знаков, математической интерпретации;

2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи,

предметы-аналоги для опытов.

Метод моделирования применяется учеными в том случае, когда он в результате

исследования предлагает создать новую норму или изменить содержание уже существующей.

Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.

Некоторые учёные не делают различий между частными и специальными методами теории, относя к ним конкретно-социологический методы и методы сравнительного анализа,

моделирования. Методы сравнения и моделирования - это общенаучные методы, которые

используются во всех науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их

нельзя отнести к частным методам.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной

социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические

исследования - это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.