1..Программа исследования и процедуры ее разработки
Любое исследование начинается с составления программы - документа, в котором определяются
методология и методика исследования, его цель и задачи, объект и предмет.
Программа - это общая концепция исследования, заключающая в себя поэтапное программирование и
правила процедур научно - практической исследовательской деятельности.
Программа отвечает на вопросы:
а) что надо делать?
б) как выполнить задуманное?
в) чем выполнить задуманное?
Программа включает следующие функции:
1) теоретико - методологическую - определение проблемы и основ для её решения
2) методическую - определение способов сбора данных и приёмов описания результатов.
3) организационную - планирование исследования по этапам
При составлении программы необходимо исходить из того, что она должна быть
Þ необходимой
Þ ясной
Þ гибкой
Þ логически последовательной
Программа - это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает:
1) формулировку проблемы или темы;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) определение цели и постановку задач исследования;
4) интерпретацию основных понятий;
5) формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) - это определение задачи, которая требует решения.
Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема - это противоречие в развитии
общественной системы или отдельных ее элементов.
Научная (гносеологическая) проблема - это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования - это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Определение цели и задач исследования. Цель исследования - это общая его
направленность на конечный результат. Задачи исследования - это то, что требует решения
в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения
основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.
Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных
свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими
понятиями.
Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических значений основных
теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.
Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для
объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом
успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-
основания и гипотезы-следствия.
Процедурный раздел программы включает:
1) принципиальный план исследования;
2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.
В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования,
показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При
выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным,
т. е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности
исследования; б) экономичным, т. е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т. е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т. е. имеющим прочную научную основу.
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы