logo
Природа Смоленской области Шкаликов

Сохранение природных условий, благоприятных для жизнедеятельности человека

Решение этой проблемы является одной из наиболее сложных, что связано прежде всего с ростом городов, развитием промышленности, ин­тенсификацией сельскохозяйственного производства. Характерное для 90-х годов падение производства, вызванное кризисом, не привело к улучшению состояния природной среды, несмотря на сокращение выбро­сов отдельных вредных веществ, уменьшение поступления загрязняю­щих вредных веществ в водные объекты, снижение рекреационной на­грузки на отдельные водоемы, лесные угодья и т. д. Объясняется это тем, что в это время не совершенствовалась технология производства, замет­но уменьшилось финансирование природоохранных мероприятий, ослаб контроль за нарушением природоохранных законов, решений, снизилось в целом внимание к решению природоохранных вопросов. Кроме того, как уже было отмечено при характеристике экологического состояния терри­тории области, появились новые негативные тенденции в развитии эколо­гических ситуаций и продолжили углубляться существовавшие ранее, свя­занные, например, с ростом городов, накоплением твердых отходов и т. д. Для сохранения, а в случаях необходимости и восстановления, природ­ных условий, обеспечивающих нормальную жизнь людей, необходимо:

1. Развивать и совершенствовать нормативно-правовую базу приро­ доохранных законов, решений, постановлений, определяющих отноше­ ние к природе предприятий, отдельных лиц, регламентирующих ис­ пользование природных ресурсов; обеспечить их исполнение.

  1. Подготовить и последовательно осуществлять экологические программы развития области, районов, городов, разрабатывать и вне­дрять мероприятия, направленные на оздоровление природной среды.

  2. Разрабатывать и совершенствовать экологически приемлемые, ресурсосберегающие технологии в производстве промышленной и сель­скохозяйственной продукции, позволяющие снизить нагрузку на при­родную среду.

  3. Развивать систему экологического воспитания и образования на всех ступенях обучения, позволяющую существенно повысить уровень экологической подготовки населения и прежде всего подрастающего поколения.

  4. Осуществлять на должном уровне экологический мониторинг -систему наблюдений за изменениями в состоянии природной среды, по­зволяющий не только фиксировать, но и прогнозировать эти изменения.

В 90-е годы и особенно во второй их половине природоохранное законодательство в стране развивается весьма заметно. Появляется множество законов, постановлений, решений и особенно на федераль­ном уровне, позволяющих более успешно решать многие природоох­ранные задачи. Так, только в 1996 и 1997 голах высшими органами государственной власти Российской Федерации было принято несколь­ко десятков нормативных правовых актов по вопросам охраны приро­ды. Из них прежде всего следует отметить Законы: «О радиационной безопасности населения» (09.08.96 г.); «О введении в действие Уго­ловного кодекса Российской Федерации» (13.06.96 г.), где выделена самостоятельная глава (гл. 26) «Экологические преступления»; «Лес­ной кодекс РФ» (29.01.97 г.); «О безопасном обращении с пестици­дами и агрохимикатами» (19.07.97 г.) и др.

Вышел в свет целый ряд постановлений и распоряжений Прави­тельства РФ, регулирующих природоохранную деятельность, напри­мер, «Положение о природоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (23.11.96 г.), «О порядке разработ­ки и утверждения нормативов предельно-допустимых вредных воздей­ствий на водные объекты» (19.12.96 г.) и др.

Ряд нормативных актов, направленных на решение природоохран­ных вопросов, был принят и органами власти Смоленской области; из них следует выделить прежде всего «Областной закон о природополь­зовании в Смоленской области» (29.02.98 г.).

В 90-е годы осуществлялось и реформирование системы управле­ния охраной окружающей среды и природопользованием.

Однако, нормативное обеспечение деятельности в области охра­ны окружающей среды требует совершенствования и завершения, что должно повлечь за собой необходимость внесения существенных изме­нений и дополнений в систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К сожалению, многие принятые как на федеральном, так и на мест­ном уровне законодательные акты в практике природоохранной деятель­ности используются далеко не всегда достаточно эффективно. Развитие экологического законодательства и особенно внедрение и применение в практической деятельности принятых постановлений, решений в значи­тельной мере сдерживается сложившимися социально-экономическими условиями. Зачастую не хватает средств на осуществление должного кон­троля за состоянием природной среды, для борьбы с браконьерством и другими нарушениями природоохранного законодательства.

Сокращается финансирование содержания природоохранных орга­нов, неудовлетворительно их материально-техническое обеспечение. Го­сударственные инспектора по охране природы социально не защищены, деятельность их нередко сопряжена с риском для жизни и здоровья. Все это способствует росту экологических правонарушений.

В последние годы большая часть выявленных в области нарушений приходится на захламление и загрязнение земель, поверхностных вод, что связано в основном с нерешенностью проблем по использованию и захоронению производственных и бытовых отходов, авариями, связан­ными с нарушениями технологического режима, халатностью и низкой дисциплиной на производстве, несоблюдением природоохранных требо­ваний, особенно при хранении и применении горюче-смазочных мате­риалов, ядохимикатов и др.

Немало нарушений по разным причинам оказываются нераскрыты­ми. Но нередко и виновники выявленных нарушений уходят от ответ­ственности. Например, в национальном парке «Смоленское Поозерье» за 1995-1998 гг. не было ни одного судебного разбирательства по фак­там браконьерства, несмотря на значительное число случаев задержа­ния виновных в умышленном уничтожении диких животных.

С нарушением природоохранных норм в водоохранных зонах и даже прибрежных полосах ведется строительство. Часто это осуще­ствляется при отсутствии экологической экспертизы проектов или же экспертная оценка таких проектов необъективна. В национальном парке «Смоленское Поозерье» возникла угроза ухудшения состояния уникального водоема — озера Чистик. Вблизи озера, там, где проис­ходит подпитка водами поверхностного стока подземных вод, участву­ющих в питании озера, ведется активное строительство дач, уничто­жается кустарниковая растительность. Функционирующая здесь в течение нескольких десятилетий учебная база педагогического универ­ситета и застройка значительной части этой территории дачами замет­но ускорили процесс эвтрофирования водоема. -

Не удается сдерживать строительство дач и вблизи озер Сапшо, Мут­ное, в водоохранной зоне Десногорского водохранилища. Медленно реша­ются вопросы по выводу из водоохранной зоны Вазузского водохранили­ща животноводческих ферм, складов ГСМ, летних лагерей скота.

Повсеместны нарушения положения о водоохранных зонах рек и озер. Обычны нарушения при строительстве дорог, мостов, газопроводов. Работы по восстановлению в этих зонах нарушенных земель в полном объеме не осуществляют. Особенно часты в водоохранных зонах такие на­рушения, как выпас скота, распашка земель, добыча песка, гравия.

Улучшение экологической обстановки невозможно без планирова­ния оздоровления природной среды.

Правительством Российской Федерации 8 мая 1996 года было при­нято Постановление «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». В результате работы над этим проектом был утвержден ряд целевых программ экологической направленности, в том числе и касающихся отдельных регионов страны. Определенная работа по созданию программы устойчивого развития территории области была проведена и на Смоленщине. Но завершена она не была. Отсутствуют программы оздоровления природной среды и для отдельных конкретных территорий области.

Развитие экологических ситуаций в области свидетельствует о весь­ма важном значении таких программ особенно для тех территорий, где растет напряженность экологической обстановки. В первую очередь они необходимы для городов области. Отсутствие программ оздоровления экологической обстановки в городах ведет к появлению множества нега­тивных последствий, обусловленных уплотнением застройки, сокраще­нием площади зеленых насаждений, загрязнением водных объектов, воз­духа, почв и др.

Не уделяется должного внимания внедрению мероприятий по оздоровлению природной среды. Не обобщается опыт их применения. В области почти не занимаются разработкой этих мероприятий. В на­стоящее время следует прежде всего создать банк таких мероприя­тий с определением их эффективности в условиях отдельных ланд­шафтов области, активно пропагандировать их внедрение. Наиболее важные из них связаны с предотвращением развития эрозии и за­грязнения природной среды, озеленением. Большое значение имеет пропаганда экологии быта.

Кризис в экономике заметно отразился на решении вопросов, связан­ных с разработкой и совершенствованием ресурсосберегающих и эконо­мически более совершенных технологий в производстве промышлен­ной и сельскохозяйственной продукции. В 90-е годы заметных достижений в решении этой проблемы не было. Технологии производст­ва на работающих предприятиях существенно не менялись. На тех же предприятиях, где технологии производства продукции претерпели изменения, обозначены тенденции преимущественно снижения ее себе­стоимости, а не уменьшения загрязнения окружающей среды.

В эти годы была принята попытка решить проблему утилизации твердых отходов г. Смоленска. Намечалось строительство полигона по переработке этих отходов. Изучали опыт переработки отходов, приме­няемый в Дании. Но внедрить используемые в этой стране, а также иные технологии переработки производственных и бытовых отходов не удалось. Не отмечено применение экологически приемлемых техноло­гий производства сельскохозяйственной продукции. Альтернативы применению минеральных удобрений и ядохимикатов пока не найдено.

Пути дальнейшего развития производства в области во многом свя­заны с решением двух проблем - снижения себестоимости продукции и применения экологически более совершенных технологий. Но реше­ние этих, так же как и других проблем становится все более сложным. Связано это с сокращением производственной базы, резким снижением финансирования научно-исследовательских работ, отсутствием фондов развития предприятий. Особенно значительны трудности в экологиза­ции сельскохозяйственного производства при условии значительного роста в будущем темпов его развития. В области уничтожено множе­ство животноводческих помещений, произошло существенное сокраще­ние поголовья скота, почти перестали добывать торф. Резко снизилось в связи с этим и использование органических удобрений, без примене­ния которых нельзя добиться сохранения плодородия почв, предотвра­тить деградацию пахотных земель и получать качественную сельскохо­зяйственную продукцию.

Решить проблему существенного увеличения производства орга­нических удобрений за короткий срок весьма сложно, так как почти невозможно осуществить быстрый рост поголовья скота. Но решение этой проблемы должно быть определено в качестве основной задачи развития сельского хозяйства области. Необходимо не только принять все необходимые меры по развитию животноводства, должна быть на­лажена вновь заготовка торфа (на торфяниках, не выполняющих при­родоохранных функций), следует начать добычу сапропелей на отдель­ных озерах и выработанных болотах. Нельзя исключать и применения других мер, обеспечивающих повышение содержания гумуса в почве (сидерацию полей, использование соломы и т. д.).

В связи с ухудшением экологического состояния городов необ­ходимо менять подходы в градостроительстве и особенно в обустройстве жилых зон, озеленении городских территорий, сооружении дорог, коммуникаций. Известно, например, что заметный вред здоровью человека, его психике наносит удручающий невыразительный вид со­временной типовой застройки, неправильное обустройство жилых и рабочих помещений. Гомогенная среда и «агрессивные поля» окру­жают горожан со всех сторон - это и однотипные стандартные дома без «архитектурных излишеств», построенные во дворах гаражи, са­раи, модные дырчатые плиты на стенах и потолках, жалюзи, кафель, обои в клетку и др.

Неблагоприятная визуальная среда может быть раздражающим фа­ктором, в значительной степени определяющим агрессивность пове­дения людей. В связи с этим во многих застроенных районах нужно улучшать визуальную среду путем изменения внешнего вида зданий, дворов, озеленения свободных участков, балконов и т. д.

Многие негативные последствия воздействия людей на природу связаны с недостаточным уровнем их экологического образования и воспитания. Наиболее типичны из таких последствий браконьерство, свалки мусора в непредназначенных для этого местах, лесные пожары, аварии с различной степенью воздействия на природу, возникающие по вине человека.

Повышение уровня экологического образования и воспитания яв­ляется в связи с этим исключительно важной задачей. В этом направ­лении в 90-е годы были сделаны заметные шаги. Экологию начали изу­чать на многих факультетах вузов, в средних специальных заведениях, школах. Усилилась пропаганда экологических знаний в местной печа­ти, по радио и телевидению.

Особенно заметно активизировалась связанная с экологией вне­классная работа в школах. Во многих школах были организованы на­блюдения за отдельными природными явлениями, изменениями в при­роде, связанными с хозяйственной деятельностью человека. Итоги этой работы ежегодно подводят на экологических конференциях.

Много внимания экологическому воспитанию учащихся уделяет­ся в областной и городской станциях юных туристов, тур. клубах «Эко-Орбис», «Викинг-Нево», «Гамаюн». Так. учащиеся клуба «Эко-Орбис» в течение нескольких лет занимаются обследованием водоох­ранных зон рек области, определяют уровень загрязнения водных объектов, составляют анкеты нарушений природоохранного законода­тельства. В клубе «Викинг-Нево» школьники принимали участие в об­следовании памятников природы области, в обустройстве береговой зоны озера Сапшо, в посадках деревьев. Интересные стационарные экологические исследования проводят школьники клуба «Гамаюн» в национальном парке «Смоленское Поозерье».

Роль инструктивно-методического центра экологического образова­ния и воспитания выполняет областная станция юннатов. Ее работа направлена на повышение образовательного и профессионального уров­ня педагогов, поиск новых форм и методов экологической работы с учащимися. С целью экологического воспитания на базах станции юн­натов, клуба «Викинг-Нево», национального парка «Смоленское Поо­зерье» ежегодно работают лагеря труда и отдыха, где школьники полу­чают навыки простейших экологических исследований, изучают природу области, принимают участие в обустройстве территорий и т. д.

Особенно заметно в последние годы активизировалась работа по экологическому просвещению школьников в национальном парке. По­мимо постоянно действующих летом лагерей труда и отдыха, органи­зованных около озер Баклановское и Сапшо, здесь стали обычными эк­скурсии с учащимися школ области. Приезжают в парк и школьники из других областей. В парке создано несколько познавательно-экологи­ческих троп, освоены водные маршруты по Елыпе, Половье, Гобзе, Ва-силевке, Должице.

Во второй половине 90-х годов стали заметно больше внимания уделять пропаганде знаний о лесе. Достижению этой цели во многом способствует организация в лесхозах уголков лесохозяйственной про­паганды, музеев леса, школьных лесничеств. В настоящее время в об­ласти действует 38 школьных лесничеств, основной задачей которых является оказание практической помощи лесхозам в деле восстановле­ния, охраны и защиты леса, развитие навыков, связанных с исполь­зованием лесных ресурсов. В лесничествах школьники изготавливают скворечники, кормушки, ведут учет муравейников, огораживают их, сажают лесные культуры, собирают шишки и семена, охраняют леса от пожаров и т. д.

С 1997 года в области осуществляется профессиональное экологическое обучение кадров управления, специалистов предприятий и организаций. Профессиональное экологическое обучение осуществляется научно-мето­дическим и учебно-информационным экологическим центром Госкомэко­логии области. Помимо перечисленных категорий руководящих кадров, центр должен также осуществлять экологическое просвещение населе­ния, обеспечение его необходимой экологической информацией, оказание помощи гражданам в защите их экологических прав.

Но несмотря на отмеченные достижения, в целом уровень эколо­гического просвещения в области пока недостаточно высок. Обуслов­лено это многими причинами, из которых основными являются: сла­бое финансирование программ по экологическому образованию и воспитанию; формальное отношение к проведению многих мероприя­тий, отсутствие хороших методических пособий для школьников, сту­дентов по проведению несложных экологических исследований; недо­статочная координация работ, проводимых с учащимися; слабая пропаганда экологических знаний и др.

Решение природоохранных вопросов практически невозможно без создания правильно организованной службы мониторинга. В настоя­щее время в России ведутся работы по созданию единой государствен­ной службы мониторинга. В рамках этой системы в области создается территориальная система экологического мониторинга.

Создаваемая система предполагает отход от ведомственного мони­торинга к комплексной оценке окружающей среды и ее реакции на антропогенное воздействие. Такой мониторинг должен обеспечивать постоянную оценку экологических условий среды обитания человека, состояние живых организмов, растений, выявлять причины появления негативных последствий в окружающей среде.

Создать систему наблюдений, обеспечить комплексное управление природной средой в условиях современных экономических трудностей весьма сложно. Из-за отсутствия средств сокращается ведомственный мониторинг. В 90-е годы было закрыто несколько метеостанций, гидро­логических постов. Заметно уменьшился объем наблюдений, научных исследований. Существенно сократилось количество анализов воздуха, воды, почв, особенно дорогостоящих, позволяющих, например, опреде­лить содержание тяжелых металлов, диоксинов, радионуклидов и др.

В создавшихся условиях весьма важно осуществлять координацию работ всех ведомственных организаций, осуществляющих мониторинг природной среды, определить основные направления мониторинга, пол­ностью исключить дублирование, проведение второстепенных, малозна­чимых наблюдений и исследований. При сокращении объектов наблюде­ний и исследований необходимо определить наиболее репрезентативные из них, обеспечив объективность информации, возможность надежной экстраполяции полученных данных.

Для получения постоянной информации о состоянии тех или иных природных объектов, выявления тенденций его изменений сле­дует шире использовать потенциал высших учебных заведений, школ. Так, например, при правильной организации наблюдений учащиеся могут отслеживать состояние памятников природы, отдельных водных объектов, городских кварталов, улиц, зеленых насаждений и т. д. Зна­чительны перспективы использования учащихся школ, студентов в выявлении нарушений природоохранного законодательства, например, неправильного использования водоохранных зон, хранения ядохими­катов и т. д. На стационарах студенты под руководством преподава­телей могут осуществлять мониторинг растительного и животного мира, экзогенных процессов, водной среды.