37. Диалектические категории детерминизма.
Детерминизм - это учение об объективной и закономерной связи вещей явлений и процессов реального мира.
Противоположность: индетерминизм.
Причинность – это объективная связь состояний в процессе движения и развития материи.
Сущность – одно явление причина, порождает другое явление следствие. Свойства причинности:
Объективность – причинность это отношение присущее самим вещам.
Всеобщность - нет явлений без причины, нет явлений не порождающих следствий.
Временная асимметрия – это причина всегда предшествует следствию во времени.
В зависимости от того как трактуется причинность в истории науки и философии сформировались 2 модели детерминизма:
Механистический (Лапласовский) (см. таблицу 4) Он характеризует мир в котором господствует строгая причинность. Существует бесконечная причинно – следственная связь, которая никогда не рвется, потому что нет случайности. Все прошлые, настоящие, будущие состояния объекта легко определяемо.
Вероятностный – предполагает наличие непричинных форм детерминации. Явления и процессы могут быть связаны между собой, но при этом одно явление или процесс не является причиной другого явления или процесса.
К непричинным формам детерминации относятся:
Функциональная зависимость элементов системы
Пространственно-временные корреляции.
Кроме того, признается значительная роль случайности. И в силу этого, отрицается какая бы то ни было предопределенность. Если мы знаем состояние объекта сейчас, мы не знаем, что с ним будет потом.
Признается понятие закон. Закон это объективные необходимые и повторяющиеся связи между вещами, явлениями, и процессами реального мира.
Однако в механистическом механицизме существуют динамические законы, а в вероятностном динамизме статистические. Различаются отношением к случайности.
Детерминизм тоже является одним из интереса диалектики. 3 пары противоположенных категории детерминизма:
причина и следствие
возможность и действительность
необходимость и случайность
Причина и следствие. Причина – это явление, действие которого вызывает, порождает другое явление – следствие. Их связь является необходимой: если существует причина и соответствующие условия, то возникает следствие. Оно, в свою очередь, становится причиной другого явления и формируется причинно-следственная цепь (A – B – C – D…). Действие причины и производимое им следствие зависит от условий: одна и та же причина в одних и тех же условиях вызывает одинаковые следствия, при разных условиях – неодинаковые. Причину следует отличать от повода (это понятие наук об обществе). Повод – это процесс, событие, явление, способствующее проявлению действия причины.
Отношение причины и следствия есть взаимодействие. Процесс причинения последовательно развертывается во времени: исходный момент – формирование самой причины, во времени она всегда предшествует следствию, но существуют стадии, когда причина и следствие сосуществуют, и идет обратный процесс активного воздействия следствия на причину (это характерно, прежде всего, для сложных и целостных систем, части которых зачастую не могут развиваться синхронно). Следствие, хотя и порождается причиной, но не является пассивным. Это – универсальное свойство причинности. Наконец, условия превращают в действительность заложенную в причине возможность порождения следствия.
Возможность и действительность. Вероятность. Возможность – это объективная тенденция становления чего-либо, наличие условий для его возникновения (потенциально наличное бытие); действительность – это совокупность всех реализовавшихся возможностей (актуально наличное бытие).
Различают несколько видов возможности. Абстрактная – возможно все, но для реализации нет необходимых условий, конкретная – обладает условиями для реализации, может стать действительностью. Абстрактная возможность может стать реальной при изменении условий, а затем перейти в действительность. Возможность бывает также обратимая (цветение сада в определенно время года) и необратимая (смерть человека). Формальная возможность связана со случайностью (выигрыш в лотерее), реальная – с необходимостью (созревание плодов при соответствующих условиях). Реализация одной возможности открывает путь для формирования новых возможностей или закрывает путь для реализации других. Вероятность – это мера превращения возможности в действительность в ситуации неопределенности, степень появления события при данных условиях.
Необходимость и случайность. Необходимость – это устойчивые, повторяющиеся отношения, способ превращения возможности в действительность, при котором в объекте есть только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность – неустойчивые, единичные связи, способ превращения возможности в действительность, при котором в объекте есть несколько возможностей, могущих превратится в действительность, но реализуется только одна.
Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает нечто устойчивое, не изменяющееся в структуре объекта, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность, наоборот, появляется в результате действия нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.
Механистический детерминизм отвергал роль случайности в развитии материальных систем. Г.Гегель в рамках диалектики показал, что случайность – это форма проявления необходимости, результат пересечения независимых причинных процессов. С позиций синергетики случайность может играть определяющую роль в определении дальнейшего направления развития материальной системы.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.