34. Модели развития науки в философии науки.
В 30-е годы XIX века благодаря О.Конту сложился позитивизм. Это учение исходило из того, что все подлинное, положительное («позитивное») знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
По О.Конту, наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, ролью философии может быть лишь синтез научного знания, выводов из естественных и общественных наук. Все «пережитки» философии, стремление обнаружить «причины», «сущности» и «начала» должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления с их фактической стороны.
В конце XIX-начале XX века позитивизм получил развитие в форме эмпириокритицизма. Его основатель Э.Мах в созвучии с идеями О.Конта выдвинул идеал «чисто описательной науки»: объяснение в науке излишне, а все понятия должны быть определяемы только через наблюдаемые в опыте факты.
В первой половине XX века возникает современная разновидность позитивизма – неопозитивизм. Двумя главными его идеями являются:
отрицание философии как теоретической формы познания мира, роли философии в развитии науки: у философии нет функций (мировоззренческой, методологической и др.), которые не осуществлялись бы специально-научным знанием, которое единственно возможно и противоположно философии;
философские проблемы – это неправомерная «метафизика», не имеющая отношения к научному познанию, философские понятия и принципы лишены смысла с точки зрения норм языка, необходимо разработать «универсальный язык науки», чтобы устранить из научного знания любые отвлеченные абстракции.
Наиболее значимыми формами неопозитивизма являются аналитическая философия и концепция «логического позитивизма» Венского кружка. В 1929 году вышел в свет манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Основателем этого объединения являлся Мориц Шлик, а главными представителями – Рудольф Карнап, Отто Нейрат и Курт Гёдель.
Они утверждали, что все выходящее за рамки анализа средств языка и непосредственно данного его эмпирического содержания – это вредная «метафизика». Подлинно научная философия должна дать анализ языка науки; этот анализ должен быть направлен на устранение метафизики, на исследование строения научного знания, с целью выявления только эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Для этого необходим базисный «язык наблюдений», выражающий чувственно воспринимаемые физические явления. Научное знание должно быть сведено к эмпирическому содержанию: главным принципом должна быть верификация – проверка научных высказываний на предмет их истинности с точки зрения эмпирического подтверждения. Любые утверждения о мире необходимо свести к «атомарным эмпирическим высказываниям», фиксирующим данные «чистого опыта», за рамки которого наука выйти не может.
В 50-70-е годы XX века в процессе критики программы неопозитивизма возник постпозитивизм. Главными его идеями являются:
научное знание целостно, его невозможно разбить на «атомарные эмпирические высказывания», на независимые друг от друга уровни эмпирии и теории, факты обусловлены соответствующей теорией, «теоретически нагружены», невозможно рассматривать реальность дотеоретически или внетеоретически;
философия влияет на развитие науки, ее понятия и принципы тесно связаны с конкретно-научным знанием и органично входят в «тело» науки;
изучать нужно не столько «базисный язык» и строение научного знания, сколько процесс развития науки, динамики научного знания.
Крупнейшими представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос и Пол Фейерабенд.
КАРЛ ПОППЕР. В работах «Логика научного исследования» и «Предположения и опровержения» он выдвинул концепцию «критического рационализма», направленную против концепции логического позитивизма.
Сравнение | ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ | КОНЦЕПЦИЯ К.ПОППЕРА |
Источник знания |
Только чувственное восприятие, опыт, при этом наблюдение самодостаточно | Источником может быть теория, гипотеза, идея философии; наблюдение – это не пассивная регистрация явлений, а активный процесс проверки теорий и гипотез |
Природа научного знания | Опыт – это единственная твердая основа науки, имеется четкая грань между эмпирическим и теоретическим уровнями, теоретический уровень ничего нового не добавляет | Эмпирический и теоретический уровни едины, эмпирический уровень пронизан теоретическими предположениями, все научные термины являются в той или иной степени теоретическими |
Демаркация науки и не науки |
Принцип верификации |
Принцип фальсификации |
Роль философии | Философия не играет никакой роли в развитии науки | Философия оказывает ощутимое воздействие на развитие науки |
Метод науки | Индукция | Дедукция с методом проб и ошибок |
Развитие науки | Принцип кумулятивизма: новый этап – это обобщение предшествующих результатов, не происходит потерь знания и теоретических переворотов | Принцип антикумулятивизма: в науке не происходит накопления истинных знаний, развитие науки представляет собой перманентную революцию |
Подтвердить фактами можно любую, даже самую абсурдную теорию. Поэтому критерий должен быть другой – фальсификация – принцип опровержения: если теорию невозможно опровергнуть, она не научна. Фальсификация – это установка на критический анализ содержания научного знания, необходимости пересмотра достижений науки. Ее развитие – это динамический процесс: изменения постоянны, но не обязательно прогрессивны и кумулятивны. Научные теории независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а опровергают друг друга. В науке происходит непрерывный процесс перестроек и смены теорий. В своем развитии наука переходит от одних проблем к другим, но от этого теории не становятся более глубокими и истинными, возрастает лишь степень их правдоподобия (принцип фаллибилизма – приблизительности знаний).
ТОМАС КУН. Главный его труд – «Структура научных революций».
Главное объединяющее начало сообщества ученых – не профессиональная этика, а научная парадигма – признание определенных фундаментальных теорий, принципов их построения, методов исследования, единый стиль мышления. Парадигма дает модель постановки проблем и предлагает способы их решения.
Согласно Т.Куну, не существует фактов, независимых от парадигмы, теоретически нейтрального языка наблюдений. Ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь ее призму: не факты судят теорию, а теория определяет, какие факты войдут в осмысленный научный опыт. Любая теория создается в рамках парадигмы. Теории из разных парадигм несопоставимы, одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без переосмысления.
Развитие науки – это революционный процесс смены парадигм. Этапы:
«нормальная наука» – развитие в рамках принятой парадигмы;
«аномалии» – парадигма как бы «взрывается» изнутри под воздействием неразрешимых в ее рамках проблем, необъяснимых фактов;
научная революция – создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга, кризис завершается победой одной из них;
«новая нормальная наука» – развитие в рамках новой парадигмы.
При смене парадигм невозможен перенос теорий из одной парадигмы в другую. Преемственности в развитии науки нет: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения. Накопление знания происходит только в рамках «нормальной науки», после революции все начинается заново.
ИМРЕ ЛАКАТОС. Главный его труд называется «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».
Структура программы как главной единицы развития науки:
«жесткое ядро» – совокупность фундаментальных положений;
«защитный пояс» – состоит из вспомогательных гипотез, суждений, которые связывают «ядро» с эмпирическими данными;
«негативная эвристика» – непредпочтительные пути исследования;
«позитивная эвристика» – предпочтительные пути исследования.
«Защитный пояс» предохраняет «жесткое ядро» от опровержения, но изменяется и совершенствуется благодаря «позитивной эвристике», с помощью процедур верификации и фальсификации. «Защитный пояс» может быть частично или даже полностью заменен при столкновении с контрпримерами.
В развитии программы выделяется две стадии – прогрессивная и вырожденная. На первой стадии «позитивная эвристика» активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. В дальнейшем ее развитие резко замедляется, «позитивная эвристика» ослабевает и возрастает число гипотез, применимых лишь к отдельным случаям.
Развитие науки – это борьба и смена конкурирующих программ, которые соревнуются друг с другом на основе объяснительной и предсказательной силы. Программы бывают прогрессирующие и регрессирующие. Первая – ее теоретический рост опережает эмпирический рост, когда она может предсказывать новые факты. Регресс наступает, когда программа дает запоздалое объяснение фактов, предсказанных и открытых конкурирующей программой. Если программа объясняет меньше, чем конкурирующая, она вытесняется из сообщества ученых.
ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Главный его труд – «Против метода».
Он выдвинул концепцию пролиферации научных теорий: ученые должны создавать теории, несовместимые с существующими и признанными. Научное познание – это спектр увеличивающегося числа альтернатив, каждая из них вынуждает другие уточнять исходные позиции, и они благодаря конкуренции ускоряют развитие науки. Альтернативные теории нельзя сравнивать, каждая из них устанавливает свои нормы. Отсюда – принцип «эпистемологического анархизма»: каждый ученый может разрабатывать собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется рациональным нормам. Развитие науки иррационально: новые теории побеждают не вследствие рационального выбора, не потому, что они ближе к истине или лучше соответствую фактам, а благодаря успешной пропаганде их сторонников.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.