По характеру целостности:
суммативные (конгломерат) В суммативных системах элементы связаны между собой слабо, случайно, произвольно (Толпа людей, куча песка, мебельный гарнитур)
целостные. Наоборот, все элементы тесно связаны друг с другом. Их связи разорвать не так легко. Целостные разделяются на 2 типа:
Неорганично целостные - свойства целого больше зависят от свойств частей. Такая система неспособна к саморазвитию и перестройки своей структуры. (Двигатель – только человек может изменить его структуру)
Органично целостные- наоборот, свойства частей зависят от свойств целого и часть вне такой системы может вообще решиться своей сущности. (Если есть 2 двигателя. Часть из одного забрали ) Они способны к само развитию и перестройке своей структуры. (Общество – в процессе развития усложнило свою структуры)
Делятся на:
Простые
Сложные – состоят из большого числа элементов, связи разнообразны и такие системы имеют иерархические уровни организации (Материя – микро, макро, мега уровни)
По отношению к окружающей среде:
Изолированные
Открытые – обмениваются со средой веществом, энергией и информацией. 2 – формируют свои свойства при взаимодействие с окружающей средой
Закрытые
По отношению к движению:
Статичные
Динамичные – Динамика заключается в его функционировании и развитие. Есть системы только функционирующие, а есть те, которые и функционируют и развиваются.
По характеру детерминации:
Однозначно- дететрменированные. Будущее первых предсказуемо,
Вероятностно – детерминированные. Их будущее не предсказуемо.
Чем система сложнее, тем менее она предсказуема.
Принцип системности является одним из предметом диалектики.
единичное и общее
целое и часть
содержание и форма
Сущность и явление
Единичное и всеобщее. Любой объект предстает сначала как нечто единичное, обладающее своими специфическими особенностями. Затем обнаруживаются повторяющиеся признаки ряда объектов, что позволяет объединить их в определенные классы. Черты некоторых объектов данного класса – это особенное, черты, общие у всех объектов данного класса – это всеобщее. Пример: береза как дерево есть единичное по отношению к лиственным деревьям как особенному, и единичное по отношению ко всем деревьям вообще (и лиственным, и хвойным) как всеобщему. Единичное не существует без всеобщего, равно как всеобщее без единичного; единичное в известных условиях переходит во всеобщее, равно как и всеобщее проявляется в единичном. Формой раскрытия в природе всеобщих и необходимых связей явлений и процессов является закон.
Часть и целое. В философии существуют три подхода, по-разному трактующих проблему их соотношения, – это меризм, холизм и диалектика.
Сравнение | МЕРИЗМ | ХОЛИЗМ |
Суть целого | Целое представляет собой простую сумму частей | Целое определяет части и не сводится к их простой сумме |
Предшествование | Части предшествуют целому | Целое предшествует частям |
Причинность | Целое причинно обусловлено частями | Целостный подход противоположен причинному и исключает его |
Познание целого | Для познания целого достаточно познания частей | Части могут познаваться лишь на основе знания о целом |
С позиций диалектики решение этих противоречий состоит в следующем.
Целое несводимо к простой механической сумме частей, из которых оно состоит, и характеризуется новыми качествами, не присущими частям по отдельности, но возникающими в результате их взаимодействия, связи. Поэтому целому присуще системное свойство интегративности, подчеркивающее его качественную специфику по отношению к составляющим его частям.
Как показал Г.Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без (или «до») частей немыслимо; часть вне целого – уже не часть, а иной объект, так как только в рамках целого части выражают его природу.
По К.Марксу, взаимосвязь частей выступает в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент является условием другого. Целостный подход не является альтернативой причинного объяснения, поскольку целое является причинным комплексом по отношению к образующим его частям.
Познание частей и целого осуществляется одновременно на основе единства методов анализа и синтеза.
Соотношение части и целого зависит от того, какой характер имеет целостность системы. В неорганично-целостных системах (атом, молекула, двигатель) свойства частей отражают свойства целого, но определяющими являются все-таки свойства частей. В органично-целостных системах (организм, общество) свойства частей полностью зависят от свойств целого, части такого целого – это результат развития целого и вне этого целого существовать не могут (например, любой орган человеческого тела вне организма существовать не может).
Содержание и форма. Содержание – это совокупность всех элементов, связей и процессов в системе (из чего система состоит, что входит в ее состав), а форма – это способ существования содержания (какую система имеет внутреннюю организацию, структуру). Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, а форма изменяется в зависимости от изменения содержания. Однако форма все же обладает относительной самостоятельностью от содержания и способна оказывать на него обратное воздействие: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, не соответствующая – тормозит (поэтому может иметь место конфликт старой формы и нового содержания). Изменение структуры, организации объекта, т.е. формы, ведет к изменению содержания объекта и его свойств (пример: явление изомерии в химии).
Сущность и явление. Сущность – это совокупность глубинных связей и законов, определяющих основные черты системы, явление – внешнее выражение сущности, непосредственно данные формы ее бытия, конкретные события, процессы и свойства. Пример: зеленый цвет растений – это явление, а выработка ими хлорофилла – сущность. Сущность всегда обнаруживается через явление, а в явлении всегда есть информация о сущности. Но сущность и явление не совпадают: сущность всегда скрыта за явлением. Одна сущность может выражаться во многих явлениях, и, наоборот, за сложным явлением может скрываться несколько сущностей. Сущность устойчивее явления, но и сами сущности могут изменяться в связи с общим развитием материи. Существует иерархия сущностей: закон – это сущность, но и явление тоже, если этот закон есть проявление более сложного закона (одна сущность может входить в состав другой, более высокой сущности, в этом случае первая сущность по отношению к более высокой будет явлением).
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.