logo search
Философия, ответы

По характеру целостности:

  1. суммативные (конгломерат) В суммативных системах элементы связаны между собой слабо, случайно, произвольно (Толпа людей, куча песка, мебельный гарнитур)

  2. целостные. Наоборот, все элементы тесно связаны друг с другом. Их связи разорвать не так легко. Целостные разделяются на 2 типа:

    1. Неорганично целостные - свойства целого больше зависят от свойств частей. Такая система неспособна к саморазвитию и перестройки своей структуры. (Двигатель – только человек может изменить его структуру)

    2. Органично целостные- наоборот, свойства частей зависят от свойств целого и часть вне такой системы может вообще решиться своей сущности. (Если есть 2 двигателя. Часть из одного забрали ) Они способны к само развитию и перестройке своей структуры. (Общество – в процессе развития усложнило свою структуры)

  1. Делятся на:

    1. Простые

    2. Сложные – состоят из большого числа элементов, связи разнообразны и такие системы имеют иерархические уровни организации (Материя – микро, макро, мега уровни)

  1. По отношению к окружающей среде:

    1. Изолированные

    2. Открытые – обмениваются со средой веществом, энергией и информацией. 2 – формируют свои свойства при взаимодействие с окружающей средой

    3. Закрытые

  2. По отношению к движению:

    1. Статичные

    2. Динамичные – Динамика заключается в его функционировании и развитие. Есть системы только функционирующие, а есть те, которые и функционируют и развиваются.

  3. По характеру детерминации:

    1. Однозначно- дететрменированные. Будущее первых предсказуемо,

    2. Вероятностно – детерминированные. Их будущее не предсказуемо.

Чем система сложнее, тем менее она предсказуема.

Принцип системности является одним из предметом диалектики.

  1. единичное и общее

  2. целое и часть

  3. содержание и форма

  4. Сущность и явление

Единичное и всеобщее. Любой объект предстает сначала как нечто единичное, обладающее своими специфическими особенностями. Затем обнаруживаются повторяющиеся признаки ряда объектов, что позволяет объединить их в определенные классы. Черты некоторых объектов данного класса – это особенное, черты, общие у всех объектов данного класса – это всеобщее. Пример: береза как дерево есть единичное по отношению к лиственным деревьям как особенному, и единичное по отношению ко всем деревьям вообще (и лиственным, и хвойным) как всеобщему. Единичное не существует без всеобщего, равно как всеобщее без единичного; единичное в известных условиях переходит во всеобщее, равно как и всеобщее проявляется в единичном. Формой раскрытия в природе всеобщих и необходимых связей явлений и процессов является закон.

Часть и целое. В философии существуют три подхода, по-разному трактующих проблему их соотношения, – это меризм, холизм и диалектика.

Сравнение

МЕРИЗМ

ХОЛИЗМ

Суть целого

Целое представляет собой простую

сумму частей

Целое определяет части и не сводится

к их простой сумме

Предшествование

Части предшествуют целому

Целое предшествует частям

Причинность

Целое причинно обусловлено

частями

Целостный подход противоположен причинному и исключает его

Познание

целого

Для познания целого достаточно

познания частей

Части могут познаваться лишь на основе знания о целом

С позиций диалектики решение этих противоречий состоит в следующем.

 Целое несводимо к простой механической сумме частей, из которых оно состоит, и характеризуется новыми качествами, не присущими частям по отдельности, но возникающими в результате их взаимодействия, связи. Поэтому целому присуще системное свойство интегративности, подчеркивающее его качественную специфику по отношению к составляющим его частям.

 Как показал Г.Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без (или «до») частей немыслимо; часть вне целого – уже не часть, а иной объект, так как только в рамках целого части выражают его природу.

 По К.Марксу, взаимосвязь частей выступает в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент является условием другого. Целостный подход не является альтернативой причинного объяснения, поскольку целое является причинным комплексом по отношению к образующим его частям.

 Познание частей и целого осуществляется одновременно на основе единства методов анализа и синтеза.

Соотношение части и целого зависит от того, какой характер имеет целостность системы. В неорганично-целостных системах (атом, молекула, двигатель) свойства частей отражают свойства целого, но определяющими являются все-таки свойства частей. В органично-целостных системах (организм, общество) свойства частей полностью зависят от свойств целого, части такого целого – это результат развития целого и вне этого целого существовать не могут (например, любой орган человеческого тела вне организма существовать не может).

Содержание и форма. Содержание – это совокупность всех элементов, связей и процессов в системе (из чего система состоит, что входит в ее состав), а форма – это способ существования содержания (какую система имеет внутреннюю организацию, структуру). Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, а форма изменяется в зависимости от изменения содержания. Однако форма все же обладает относительной самостоятельностью от содержания и способна оказывать на него обратное воздействие: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, не соответствующая – тормозит (поэтому может иметь место конфликт старой формы и нового содержания). Изменение структуры, организации объекта, т.е. формы, ведет к изменению содержания объекта и его свойств (пример: явление изомерии в химии).

Сущность и явление. Сущность – это совокупность глубинных связей и законов, определяющих основные черты системы, явление – внешнее выражение сущности, непосредственно данные формы ее бытия, конкретные события, процессы и свойства. Пример: зеленый цвет растений – это явление, а выработка ими хлорофилла – сущность. Сущность всегда обнаруживается через явление, а в явлении всегда есть информация о сущности. Но сущность и явление не совпадают: сущность всегда скрыта за явлением. Одна сущность может выражаться во многих явлениях, и, наоборот, за сложным явлением может скрываться несколько сущностей. Сущность устойчивее явления, но и сами сущности могут изменяться в связи с общим развитием материи. Существует иерархия сущностей: закон – это сущность, но и явление тоже, если этот закон есть проявление более сложного закона (одна сущность может входить в состав другой, более высокой сущности, в этом случае первая сущность по отношению к более высокой будет явлением).