logo search
Философия, ответы

6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.

Средневековая философия включает в себе 3 этапы:

  1. Апологетика (2-4век) – защита христианства от язычества и рационализма античной философии.

Апологеты стремились показать величие христианства. Они думали что язычески верования нелепы, а опора на разум ошибочно. Поэтому вера в единого Бога дает свет истины и спасение души. Поэтому думали, что христианская религия превосходит мудрость древних греков, и единственная философия это христианская теология.

Крупнейший представитель апологетики Тертуллиан. Его волновала : «что выше Афины или Иерусалим, академия или церковь». Афины и академия – символы разума, а Иерусалим и церковь – вера. Также он противопоставил Сократа, как воплощению разума Иисусу, как воплощение веры. Ему приписывается: «верую ибо абсурдно», т.е. вера с разумом не совместима и превосходит его, а это выражается в следующем: то что для разуму абсурд, для веры - истина. Вера принимает все от чего разум отрекся. Вера не нуждается в доказательствах со стороны разума.

  1. Патристика (от слова патер - отец) (5-10в) – философия так называемых «отцов церкви» или наиболее авторитетных богословов.

В рамках ее был разработан целостный христианский взгляд на мир и человека, а конкретно это выразилось в том, что был обоснован принцип теоцентризма и практически все теоритическое ядро средневековой философии.

Патристика разделилась на 2 ветви:

А) восточная или византийская (Василий Великий, Григорий Богослов)

Б) латинская или западная патристика (Аврелий Августин). Как и апологеты он предполагал что вера превосходит разум – проявление этого «верую чтобы понимать», т.е. истина постижима только в откровении и соответственно разум не может критиковать догматы веры. В отличии от апологетов Августин роль разума все-таки не отрицал. Разум может укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Само понятие о Боге как совершенном существе уже предполагает его существование, мысль этого высказывания: любое слово, понятие что-то обозначает, и если мы пользуемся понятием Бога, то существует реальность этим понятием обозначаемая.

  1. Схоластика (11-14в) – (школьная философия- в университетах как обязательная) – философия на основе толкования Библии. - тип религиозной философии, для которой характерно подчинение разума догматам веры, но при этом логические средства разума могут обосновать эти догматы.

В схоластике действовал принцип: «философия – служанка богословия», т.е. знание делится на 2 уровня:

А) высший – сверхъестественное знание. Оно содержит в Библии и трудах отцов церкви, принимается только на веру.

Б) низший- естественное знание. Содержится в трудах Платона и Аристотеля и постигается разумом.

Схоласты считали что главной задачей познания является извлечение из Библии всей полноты божественных истин.

Библия толковалась с помощью разума, в особенности на основе логики разработанной Аристотелем.

Основателем схоластики считается Боэций. Его вклад:

  1. Перевел на латынь труды Аристотеля по логике.

  2. В трудах о Боге он использовал понятия обоснованные Аристотелем

  3. Ввел понятие универсалия, т.е. общее понятие. И поставил вопрос: понятия это продукты нашего ума или у них имеются высшие основания? Это привело к спору об универсалии.

В схоластике имелось 2 ключевые проблемы:

  1. Что выше разум или вера?

В 11-12 веках сложилось 2 взгляда :

А) Ансельм Кентерберийский поддерживал тезис Августина: «верую чтобы понимать».

Б) Пьер Абеляр утверждал: «понимаю чтобы верить», т.е. разум может быть условием веры, т.е. Библию разум судить не может, но труды «отцов церкви» может и должен. Т.е. хотел сказать , что надо сначала разобраться нет ли там ошибок, а потом верить.

  1. Спор об универсалиях. (смотри таблицу 6)

Возникли 2 взгляда:

А) реализм, согласно ему общие понятия предшествуют вещям в уме Бога и образуют особый мир.

Б) номинализм – понятия это результат нашей мыслительной деятельности. Никакого особого мира понятий нет.

Крупнейшим представителем схоластики является (13в) Фома Аквинский:

  1. систематизировал всю средневековую философию

  2. завершил создания христианской картины мира

  3. систематизировал схоластику и попытался решить имеющиеся в ней проблемы.

Он разработал:

  1. Теорию гармонии веры и разума. Разум и вера могут дополнять друг друга И не противоречить друг другу. Вера и разум познают одно и тоже – Бога, но разными путями. Вера через – откровения , разум – через доказательства. Но поскольку цель общими, разум и вера могут быть в гармонии. Фома полагал что разум может доказать бытие Бога. Если доводы разума будут противоречить догматам веры предпочтения надо отдать догматам веры.

  2. Учение Фомы относят к умеренному реализму, но фактически это компромисс номинализма и реализма. Общие понятия существуют 3 способами:

А) до вещей в уме Бога, как идеальные образцы (соответствует реализму)

Б) в самих вещах в качестве их сущности

В) после вещей в уме человека (номинализм)