2. Древняя философия Востока
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Веды – совокупность религиозно-философских текстов с представлениями о мире и человеке; Упанишады – произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. Религиозно-философские учения в древней Индии назывались «даршаны». По отношению к Ведам они подразделялись на астику и настику. Астика – это совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед («ортодоксальные даршаны» – веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика), настика – не признающих авторитета Вед («неортодоксальные даршаны» – локаята, адживика, джайнизм и буддизм).
Важнейшие понятия древнеиндийской философии:
• брахман – безличный духовный Абсолют, творец мира как целого;
• майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман);
• атман – субъективное, духовное начало, «Я»; брахман, сознавая себя, становится атманом; открытие своего реального «Я» происходит в самопознании;
• карма – закон воздаяния за поступки человека в земной жизни;
• сансара – перерождение личности, души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек) в зависимости от поступков человека в земной жизни;
• мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;
• дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека.
Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма, главными были понятия брахмана, атмана и майи. Санкхья являлась учением дуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити (материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов.
В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» своего рода – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существо-вание доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта.
Локаята выражала позицию материализма: не существует брахмана и ат-мана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спон-танного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий.
БУДДИЗМ. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Древнейшие представления о мироздании были изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци – это энергия, жизненная сила, бескачественная первосубстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе своего развития – тай цзи («великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются «два образца» – инь и ян. Это противоположные явления: женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, свет и тьма и т.д. Они находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все сущее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, а из инь – «Земля».
В древнем Китае существовало шесть философских школ:
• дао дэ цзя (даосизм);
• жу цзя (конфуцианство);
• мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы);
• мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, со-фистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун);
• иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь);
• фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян).
Сравнение | ДАОСИЗМ | КОНФУЦИАНСТВО |
Основатель | Лао-цзы | Кун-Фу-цзы или Конфуций |
Главный труд | «Дао-дэ-цзин» – «Книга о дао и дэ» | «Лунь юй» – «Суждения и беседы» |
Понятие «дао» | Генетическое начало мира; синоним единого мирового целого; пустота – Небытие; вечный и всеобщий мировой закон спонтанного, естественного развития; источник движения | Лишено космологической окраски и понимается как моральный закон, нравственный долг, «путь» человека, благой ход общественных событий и человеческой жизни |
Понятие «дэ» | «Благая мощь», «добродетель», проявление дао в вещах | «Благодать-добродетель», и, прежде всего, в человеке |
Главные моральные принципы | У вэй – принцип «осознанного недеяния» человека, отказа от деятельности, не совместимой с естественным ходом процессов в природе, не соответствующей да тун – гармонии природы, неотъемлемой частью которой является и человек. Эгоизм и отступление от дао порождают заблуждения в умах людей, а следование дао приводит к «сокровенному единению» со всем сущим | Жэнь – «гуманность», «добродетель», «человеколюбие». Чжи – мудрость. Ли – «благопристойность», «закон», «ритуал», следование традиции. Сяо – «сыновняя почтительность», почитание «старших» (по возрасту и статусу), уважительность. «Золотое правило» морали: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, и упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам» |
Идеал мудреца | Шэньжэнь – это «совершенномудрый» человек, следующий путем «осознанного недеяния» | Цзюнь цзы – это «благородный муж», моральный человек (сяо жэнь – «низкий человек») |
Управление государством | Правитель должен позволить всему идти своим чередом на основе принципа «осознанного недеяния». Лучший правитель – тот, кто не правит, но народ знает, что он существует | Государство является большой семьей, а правитель – это «сын Неба» и одновременно – «отец народа». Управление должно опираться только на принцип «жэнь» |
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.