logo search
Философия, ответы

21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология

Представителями ее были Макс Шелер (основатель), Арнольд Гелен и Хельмут Плеснер.

Они понимали человека как целостное существо и исследовали его специфику как формы бытия. Общим было стремление обнаружить единый принцип, объясняющий органические особенности человека, его душевно-эмоциональную сферу, познавательные способности, культуру и социальность.

МАКС ШЕЛЕР. Главный труд «Место человека в космосе». По его мнению, человек является наивысшей реальностью бытия. Существуют низшее энергетическое начало – «жизненный порыв» (могущественный, но слепо действующий первофеномен жизни) и высшее – внежизненный, всепостигающий, но лишенный самостоятельной энергии «дух». Только «жизнь» способна привести в действие и осуществить дух, но он может противостоять порыву, привлечь его к реализации высших ценностей, заимствуя у него энергию, преодолеть его.

Дух является важнейшим принципом бытия человека. Дух может тормозить витальные влечения, чего нет у животного, способен усматривать сущности, выходящие за пределы наличного бытия вещей. Человек может отрешиться от давления биологических потребностей, не детерминирующих полностью его поведение, создать дистанцию по отношению к окружающей среде, превратить ее в «мир», а животное не может сделать ни того, ни другого.

М.Шелер включил в понятие духа доброту, любовь, раскаяние, отчаяние, свободное решение и другие качества. Дух способен к созерцанию вечных, абсолютных ценностей. М.Шелер стремился построить их иерархию и обосновал идею Бога как высшей ценности из всех. В духовной самореализации личность выходит за рамки витальных влечений. Снятие их в духе и обретение им мощи – это становление «божественного в человеке».

АРНОЛЬД ГЕЛЕН. В труде «Человек. Его природа и его положение в мире» считал, что человек – незавершенное, биологически недостаточное существо.

В сравнении с животными органы человека неспециализированы, биологическая организация неопределенна, что является предпосылкой его пластичности. В отличие от животных человек открыт восприятиям, не имеющим врожденной сигнальной функции. Эта свобода и связанное с ней переполнение каналов восприятия требует их «разгрузки» путем символической переработки, завершаемой в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основано на разрыве между действием и побуждением: в отличие от животных влечений, мотивы человека могут тормозиться. Человек живет не в окружающем мире, как животное, а в культурной среде как в поле его возможностей. Человек – это «культивируемое существо», жестко незакрепленное в окружающей среде.

Как незавершенное существо человек отвоевывает условия своего существования у мира. Способность человека к деятельности, труду коренится в его биологической недостаточности, деятельность восполняет ее, природа предопределяет открытость человека миру, творческую способность к созданию культуры. Культура – важнейшее условие бытия человека, главный механизм его созидания и регуляции отношений людей – дисциплина, а не мораль. История, социальные институты, нормы и ценности – это формы, восполняющие биологическую недостаточность человека, способствующие реализации его витальных устремлений.

ХЕЛЬМУТ ПЛЕСНЕР. Главный труд «Ступени органического мира и человек». Если граница неорганического тела не принадлежит ему самому, оно ограничено другим, то граница органического тела определена им самим. Самоопределение организма внутри им очерченных границ, способность во взаимодействии с окружающей средой поддерживать свое существование – это позициональность. У растений она открытая и характеризуется простым «вчленением» в среду; у животных – закрытая и центрическая (органы опосредованы центром, имеется некоторая самостоятельность по отношению к среде, способность отличать себя от «чужого»); у человека – «эксцентрическая».

Животное живет «из центра», замечает среду и свое тело, способно владеть им, спонтанно воздействует на среду и тело, но при этом растворяется в «здесь-и-сейчас» своего бытия и не обладает самосознанием. Человек же знает о «центре», может преступить его, занять дистанцию по отношению к себе. У него есть еще один центр, вынесенный вовне и способный усматривать саму центричность. Не переставая быть собой, человек существует «вне себя», как «другой самого себя». С эксцентричностью связано и обращение человека к Богу.