3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
Античная философия получила развитие в Древней Греции и Риме. Хронологические рамки 7в до н.э , 6в н.э.
Главное понятие – КОСМОС – (мир)
Главный мировоззренческий принцип – КОСМОЦЕНТРИЗМ . в центре внимания мир как целое. Мир понимался как совершенная реальность доступная человеческому познанию.
В Древней Греции философия началась с идей «7 мудрецов» (7в до н.э.). они интересовались житейской мудростью в рамках интересов сформулированы ГНОМЫ – афоризмы житейской мудрости.
Гномы были созданы с помощью интеллекта разума.
Вера господствовавшая в мифологии в данном случае осталась на заднем плане.
Виды гном:
1.Нравственные (как человек должен поступать) ((«ничего сверх мира»)
2.Мировоззренческие высказывания ((«познать самого себя»)))
В Древнегреческой философии выделялось 3 центра:
1.Ионийская философия 2.Италийская философия 3.Афинская философия
Хронологические рамки 7-5вв до н.э.
В это время философия развивалась во всех 3х центрах
** Ионийская философия
К нему относились учения Милетской школы а также ученого Гераклита
Основателем Милетской школы Фалес. Его последователи Анаксимандр и его ученик Анаксимен.
Главная идея: что собой представляет мир как целое и что является его первоначалом.
1.Общие идеи (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена). Согласно Фалеса является вода как влага вообще.
Согласно Анаксимандра АПЕЙРОН – неопределенная материя (из четырех стихий)
Согласно Анаксимена все возникло из воздуха
2.Все вещи возникают из первоначала и разрушаются в него же
3.Первоначала находятся в неволе и порождают противоположности
4.Сколько бы вещей из первоначала не возникало его количество остается неизменным
5.Существует космический разум как организующий признак (идея закономерностей в мире)
6.Мир как целое это живой одушевленный божественный организм (мир прекрасен, который нам открыт)
Гераклит.
Он исходил из противоположностей «одно и многое». Т.е. с помощью органов чувств.
Человек считает, что если эти вещи познать то откроется истина. Но по мнению Гераклита результатом будет только многознание. Чтобы постичь истину надо за многим обнаружить нечто одно. Иначе это первоначало мира. Согласно Гераклиту первоначало – огонь.
Огонь является живым одушевленным, разумным следовательно и мир тоже.
Огонь является вечным и богами не сотворенным, следовательно мир тоже (существовал всегда и вечен)
В мире нет ничего стабильно: Гераклит: «Все течет, все изменяется» (мир находится в непрерывном движении, изменении. Источником этого изменения является единство и борьба противоположностей. Они сталкиваются и превращается друг в друга.
| В нашем мире все относительно. Любой предмет обладает неустойчивыми и часто противоположными свойствами. ((морская вода))
| Все изменения в мире происходят не случайно. Т.к. надо всем господствует ЛОГОС – закономерность, источник гармонии мира (под логосом имеется ввиду либо разумный огонь, либо борьба противоположностей)
Получается, что мир является изменяющимся постоянством. Логос вносит в мир элемент стабильности, но в то же время управляет изменениями.
Гераклит является основателем диалектики, т.е. учения о наиболее общих законах развития (о законе борьбы противоположностей)
**Ионийские философы
Они придерживались 2х принципов:
1.Стихийный материализм:
А) интуитивная догадка о материальности первоначала
Б) материя понималась как конкретная природная стихия
2. антропоморфизм (человекоподобный) – наделение мира характеристикой человека
** Италийская философия
Представители: учения Пифагора учения Эллейская школа.
Пифагор с одной стороны тоже придерживался антропоморфизма, но с другой стороны отказался от стихийного материализма. И являлся сторонником идеализма.
Первоначалом мира являются числа и числовые соотношения.
Числа – это особые идеальные сущности существующие не зависимо от вещей но проявляющихся в них.
Все можно выразить в числах.
1 – точка 2- линия 3 – плоскость 4 – геометрическое тело.
1+2+3+4=10 – Тетрактида – числовое выражение гармонии Вселенной.
КОСМИЧЕСКАЯ СИМППАТИЯ – гармония.
Человек это особое существо, т.к. человек обладает бессмертной разумной душой способен к познанию гармонии Вселенной. Главное средство познания МАТЕМАТИКА .
Эллейская школа.
Ее основателем является Парменид и его ученик Зенон.
Эта школа ввела в философию понятие бытие.
Парменид был противником Гераклита
Гераклит | Парменид |
|
|
По мнению Парменида люди воспринимают мир 2 способами:
1.Органы чувств говорят, что существуют множество вещей и движение
2.Разум доказывает, что не существует ни вещей и движения
Органы чувств вводят нас в заблуждение. Благодаря языку человек присваивает вещям имена.
В результате появляется множественный мир. Если эти имена сорать, то множественность исчезнет и перед нами появится БЫТИЕ – «одно и все», «едино-целое». Это существование вообще не важно чего.
Свойства бытия :
1.Вечность и несотворимость
2.Неделимость и неизменность
3.Оно неподвижно и неизменно
4.Оно единственно и его противоположностей не существует
5.Бытие совершенно и имеет форму шара гигантского размера.
Парменид обосновал принцип тождества и бытия.
! Мыслить и быть это одно и тоже.
Смысл: мыслить никогда не бывает пустой, она всегда наполнена бытием
Существует только то о чем мы можем мыслить.
Мы не можем помыслить небытие как противоположность бытия.
• Зенон попытался доказать идею отсутствие множества вещей и движения. Он разработал АПОРИИ – логически трудно-разрешимые задачи (головоломки): летящая стрела, Ахиллес и черепаха, движущиеся тела
Зенон действовал методом от противного сначала можно предположить возможность движения а потом убедится что оно не возможно.
Афинская философия.
АТОМИСТИКА. Ее основатель Левкипп, его последователь Демокрит.
Демокрит был противником учения Парменида.
Парменид | Демокрит |
|
|
Согласно Демокриту первоначало мира это АТОМЫ.
Их свойства:
1.Неделимость
2.Различаются только по форме и величине
Атомы движутся в пустоте сталкиваются и в результате их сцепления возникают вещи.
Атомы и пустота вечны и бесконечны в пространстве.
Вселенная тоже вечна и бесконечна и состоит из множества миров
Атомы движутся в пустоте с необходимостью. Т.е. в мире нет ничего беспричинного случайного.
Случайным человек называет то причин чего не знает.
Человек, его тепло и душа состоит из атомов. Человек это МИКРОКОСМОС – малый мир подобный м макрокосмосу, т.е. вселенной.
Все состоит из атомов и пустоты.
Человек тоже подчинен господствующей в мире необходимости.
По Демокриту познание мира происходит двумя путями:
1.Органы чувств дают информацию о свойствах вещей.
Демокрит был первым кто попытался объяснить откуда берутся ощущения. Он разработал теорию ЭМОНАЦИИ (истечения). Смысл: от любой вещи открываются ее мельчайшие атомы копии – ЭЙДОЛЫ. Эйдолы воздействуют на органы чувств, сначала появляются ощущение, а потом и мысли. В тоже время органы чувств дают мнения о мире (нам кажется)
2.Разум который дает знания истинные. Только разум может доказать что все состоит из атомов и пустоты. Разум может также постичь необходимость в мире.
Вывод: всех философов этого этапа называют ФИЗИКИ или НАТУРФИЛОСОФЫ или ФИЗИОЛОГИ и ДОСОКРАТИКИ. На этом этапе появилось разграничения органов чувств и разума, в пользу разума в познании истины.
Классический этап (5-3 в до н.э.) развитие получил в Афинах
Софисты.
Софисты были учителями красноречия, и поэтому занимались логикой и риторикой. Главным представителем софистов являлся Протагор.
Главная идея:
1.Отрицание предшествующей натурфилософии. Отрицание заключалось в том что «быть это значит является», т.е. за явлениями нет ни какой скрытой сущности.
2.Все явления относительны, поэтому о любом предмете можно сформулировать два противоположных суждения и при этом оба будут истины ((например Протагор размышлял о смерти: родне зло, а могильщикам добро)). Из этого следует принцип релятивизм (т.е. относительный):
А) гносеологический релятивизм – все наши знания относительны
Б) этический релятивизм – учения об относительности всех норм морали
3.«человек есть мера всех вещей» Протагор, т.е. каждый человек это индивидуальный субъект восприятия, а это значит что истина это чье то мнение и наоборот любое мнение это истина. Поэтому получается что не существует абсолютных истин с которыми согласились бы все люди. Критерием истины является выгода, интерес конкретного человека.
Софисты разработали метод мышления под названием диалектика. Диалектика – искусство задать вопрос и получить ответ, т.е. искусство спора.
Софисты полагали что доказать можно любую идею и убедить человека в чем угодно ((Платон например приводил что человека убедили что он собака)).
Сократ.
Он тоже критиковал ранних натурфилософов. Он рассудил что предметом философии является не природа а человек (это называется антропологический поворот в философии). Сократ стал главным противником софистов.
Главное различие между софистами и Сократом: Сократ полагал что существуют абсолютные истины и ценности общие для всех людей (мудрость, мужество, справедливость).
Сократ говорил, что мнений может быть много но истина одна. Сократ считал что каждый человек способен к нравственному поведению, т.к. в душе человека изначально заложены добродетели («познай самого себя и стань им», т.е. склонность к добру надо выявить ).
Сократ не считал себя мудрецом, и свою задачу видел в том чтобы помочь людям осознать абсолютные истины (считал что если они их познают то начнут поступать согласно им), и поэтому говорил что « я знаю что ничего не знаю но другие не знают и этого». Сократ разработал несколько принципов отыскания истины:
1.Эленктика – суть ее в разрушении устоявшихся мнений у человека. В ее рамка Сократ пользовался 2 приемами:А) ирония – сомнение в общепринятых мнениях; Б) отрицательная диалектика – с помощью вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться
2.Майевтика (перевод «повивальное искусство») – в ее рамках осуществлялся поиск истины. Приемы:А) индукция или наведение на мысль – Сократ приводил несколько примеров а собеседник должен был сделать общий вывод.(из частных примеров составить общее представление); Б) положительная диалектика
В конце беседы собеседник должен был сформулировать понятие какой-либо добродетели. Сократ придерживался принципа «ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ»: главная добродетель – знание добываемое разумом. Еще он верил что если человек знает что такое добро он не совершит дурной поступок (невежество - зло).
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.