44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
Существует несколько подходов:
Волюнтаризм – учение, отрицающее объективность истории и наличие в ней законов. И на первый план выдвигают свободную волю отдельной личности.
Франц.просветители 18 века: в истории ключевую роль играют отдельные выдающиеся личности. Шопенгауэр, Ницше: отдельная личность творит историю, не сообразуясь ни с какими условиями. Н.Михайловский: отдельная личность – это герой, который ведет за собой пассивную толпу.
Фатализм – учение, отрицающее свободу воли и выбора отдельного субъекта, и утверждал, что законы истории реализуются с неизменной логикой.
В общефилософском плане к фатализму склонялся Демокрит – во всем необходимость, воли не существует.
В начале 20 века во французской исторической науки сложилась идея, что в развитии общества действует неумолимый экономический детерминизм. Ход истории предопределен и не может быть изменен. Отдельные личности – это фигуры на шахматной доске в истории.
Сторонники волюнтаризма отрицают какую-либо законность, и, соответственно, на первый план ставили случайность.
Сторонники фатализма признавали необходимость, а роль случайности
отрицали.
Марксизм – необходимость и случайность – парные взаимосвязанные категории. Подлинными творцами истории являются массы. Историческая необходимость
образована теми потребностями, которые удовлетворяют народные массы. Этот процесс образует объективное содержание любой эпохи, ее необходимое основание (Энгельс). Тот деятель, который поймет историческую необходимость данной эпохи и своими действиями будет способствовать её реализации. Не имеет значения какой конкретно человек сумеет. Не сумеет один, сумеет другой. Появление великой личности – случайность на фоне необходимости.
Плеханов: выдающаяся личность – герой, но не в том смысле, что он может остановить или изменить историю, а в том смысле, что деятельность этой личности выражает историческую необходимость.
Свобода – это фактически осознанная необходимость.
Социальная синергетика: в развитии любой системы чередуются этапы относительной равновесности и неравновесности.
Когда система находится в относительно равновесном состоянии, она, как правило, детерминирована, и степень свободы сужена.
Когда система переходит в неравновесное состояние и достигает его крайней точки, то степень свободы резко расширяется, возникает ситуация неопределенности, в которой любая случайность может быть решающей. В этом состоянии воля отдельной личности перевернуть всё. Эта воля как раз и будет случайным фактором.
Проблема роли личности в истории не может быть решена в общем виде, её необходимо конкретизировать:
На каком уровне исторической реальности действует личность (этнос, страна, цивилизация, человечество)
Какая именно личность действует в истории: 1) посредственная или выдающаяся
2) созидательная или разрушительная
3) сколь продолжительными являются последствия деятельности личности.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.