14. Философия марксизма.
учения Маркса
У него было неоднозначное отношения к философии Гегеля и Фейербах. Т.к. Маркс («религия опиум для народа») поддерживал материализм и атеизм Фейербаха, но критиковал его понимания человека. По Марксу человек это существо не природное, а социальное. В этой связи Маркс полагал что для человека важны прежде всего общественные отношения в которые он вступает, но не личные.
Маркс полностью отверг идеализм Гегеля, но очень высоко ценил его диалектику. У Гегеля диалектика была идеалистическая (диалектика духа), Маркс дал материалистическую интерпретацию (диалектика реального мира), и применил ее для изучения человека и общества.
Учение о человеке.
Согласно Марксу родовой сущностью человека является свобода и творческий труд. В принципе человеку Маркс давал 2 определения:
Человек это существо общественно историческое.
Общество состоит не из изолированных индивидов, а выражает сумму отношений в которых люди относятся по отношению друг к другу. «Человек есть совокупность общественных отношений». Человек формируется теми общественными отношениями в которых он состоит.
Социальная сущность человека остается неизменной, но в каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям этой эпохи.
Человек это существо предметно-практическое.
Главной формой практического отношения к миру является труд. По мнению Маркса в процессе труда человек преобразует природу и создает удобную для себя форму окружающей среды. В процессе труда человек имеет дело с 3мя видами предметов:
Орудие труда
Предмет труда
Продукт труда
Труд по мнению Маркса является процессом диалектически противоречивым, или труд характеризуют 2 пары противоположных понятий:
Опредмечивание – переход идеи, творческой способности в материальный объект (писатель создал книгу)
распредмечивание – переход материальной предметности в творческую способность (когда читаем книгу распредмечиваем замысел автора, диалог между нами и автором).
Во всех орудиях труда опредмечены творческие силы их создателей. Поэтому когда другие люди используют эти орудия они эти творческие силы распредмечивают и делают своими. Получается, что в труде осуществляется социальная связь поколений.
Отчуждение родовой сущности
Присвоение родовой сущности
Учение об обществе.
Называется исторические материализм. Главная идея в этом учении: «Общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте находится производство материальных благ.
Маркс пользовался 2мя понятиями:
Общество. Это понятие показывает чем отличается социальная жизнь от природной
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенном этапе исторического развития, обладает своеобразным отличительным характером.
Первичная:
Первобытно-общинная формация
Вторичные:
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Третичная:
Коммунистическая
Эти формации различаются характером общественных отношений, но у всех формаций имеется общая структура. В основе любой формации лежит способ производства материальных благ. Способ производства включает в себя 2 стороны:
Производительные силы (люди и орудия труда)
Производственные отношения или отношения собственности на средства производства (на орудия и предметы труда)
Производственные отношения образуют базис формации. От базиса зависит так называемая надстройка. В ее состав входит идеология, право, мораль…
Смена формаций происходит путем социальной революции. Революции это «локомотивы истории». Революция заключается в том что происходит смена одного способа производства другим более прогрессивным. Это происходит в результате конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы развиваются и в определенный момент им становится тесно в рамках имеющихся производственных отношений. В результате возникают новые производственные отношения, соответствующие развившимся производительным силам. В результате формируется новый способ производства а вместе с ним новая формация.
Все вторичные формации являются антагонистическими это означает что в них содержатся противоречия и конфликты. Их источник это частная собственнность на средства производства. Результат того что она формируется в том, что возникает эксплуатация человека человекам и возникает соц неравенство в форме классов.
Классы – большие группы людей, которые имеют разное отношения к собственности на средства производства (рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат).
Движущей силой вторичных формаций является классовая борьба.
Еще одним следствием частной собственности является отчуждение.
Отчуждение – негативный социальный процесс, характеризующийся деятельность человека и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и господствующую над ним.
Формы отчуждения по Марксу:
От самой деятельности (труд вместо творческого процесс становится мучением и соответственно человек выходит из труда опустошенным).
Отчуждение условий труда от самого труда (работники отстранены от управления производством)
Отчуждение результатов труда от работника
Отчуждение человека от человека (люди ведут между собой борьбу за средства к существованию, и поэтому получается что люди разобщены и не ощущают единства, т.к. каждый за себя )
Отчуждение родовой сущности (человек свободен только в своих животных потребностях (еда…) и соответственно в своей социальной стороны человек не свободен)
Т.е. отчужденный труд это труд не свободный и не творческий
Присвоение это возвращение человеку утраченной родовой сущности. Во вторичных формациях присвоение не возможно, присвоение возможно только в обществе со справедливыми общественными отношениями. Это общество коммунистическое.
Главный принцип коммунистического общества: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (Маркс)
Уничтожение частной собственности уничтожит классовое неравенство, эксплуатацию, отчуждение. И в результате каждый человек получит возможность для гармоничного всестороннего развития.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.