Развитие концепции атомизма
Представление об атомах как неделимых частицах вещества возникло в глубокой древности. Атомистическое учение появилось в античной Греции в V в. до нашей эры в рамках натурфилософии и было представлено выдающимися философами древности – Эмпедоклом, Демокритом, Эпикуром, учившими, что мир состоит из пустоты и атомов, а различные комбинации атомов образуют видимые тела. Эта гипотеза являлась лишь гениальной догадкой, но, тем не менее, она определила на многие столетия вперед все дальнейшее развитие естествознания. В средние века учение об атомах, будучи материалистическим учением, не получило признания. Лишь к началу XVIII в., в естествознании и, прежде всего, в физике и химии, возвращаются к идеям атомистики для объяснения эмпирических законов идеальных газов и теплового расширения тел. В работах выдающегося французского химика А. Лавуазье (1743–1794), великого русского ученого М.В. Ломоносова (1711–1765) и английского химика и физика Д. Дальтона (1766–1844) была доказана реальность атомистического подхода к объяснению естественнонаучных законов. Однако в это время вопрос о внутреннем строении атома даже не возникал, так как атомы считались неделимыми. Вплоть до конца прошлого столетия большинство ученых рассматривало атом как последнюю неделимую частицу вещества, но крупнейшие открытия в физике привели к отказу от такой точки зрения.
Открытие Д.И. Менделеевым (1834–1907) в 1869 г. периодического законаподтолкнуло ученых к выводу о существовании более мелких частиц, свойства которых обусловливают свойства атомов, в том числе и периодический закон их взаимосвязи и явилось одним из руководящих положений, использованных при создании теории строения атома. Среди открытий, показавших сложность строения атома, следует отметить, во-первых, обнаружение явлений естественной радиоактивности таких химических элементов, как радий и уран. Оказалось, что эти элементы в естественных условиях испускают специфические, радиоактивные лучи и в результате превращаются в другие более легкие химические элементы. Вслед за радиоактивностью последовало открытие электрона в 1897 г. английским физиком Дж. Томсоном (1856–1940), показавшее, что существуют частицы еще более мелкие, чем атомы, и, по-видимому, являющиеся составной частью атома. (По современным воззрениям электрон обладает наименьшим электрическим зарядом, т.е. является мельчайшей частицей электричества).
Изучение строения атома практически началось в 1897–1898 гг., после того, как были определены величина и масса электрона. Томсон предложил первую модель строения атома, согласно которой атом – это сгусток материи, обладающий положительным электрическим зарядом, в который вкраплено столько электронов, что в целом атом является электронейтральным. В этой модели предполагалось, что под влияние внешних воздействий электроны могли совершать колебания, т.е. двигаться ускоренно. Казалось бы, это позволяло ответить на вопросы об излучении света атомами вещества и гамма-лучей атомами радиоактивного веществ. Слабым местом модели атома Томсона было то, что в ней не предполагалось положительно заряженных частиц внутри атома и, следовательно, открытым оставался вопрос об испускании положительно заряженных альфа-частиц радиоактивными веществами. Модель Томсона не давала ответа и на ряд других вопросов.
Положительно заряженная часть атома была открыта в 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом (1871–1937) при исследовании движения альфа-частиц в газах и других веществах. Альфа-частицы, выбрасываемые атомами радиоактивных элементов, представляют собой положительно заряженные ионы гелия, способные ионизировать воздух. При движении с огромной скоростью порядка 20000 км/с альфа-частицы выбивают из молекул, входящих в состав воздуха, электроны, которые присоединяются к другим молекулам, заряжая их отрицательно. Молекулы, потерявшие электроны, становятся положительно заряженными. Способность альфа-частиц ионизировать воздух была использована английским физиком Ч. Вильсоном, чтобы сделать видимым пути движения отдельных частиц и сфотографировать их. (Впоследствии прибор для фотографирования альфа-частиц был назван камерой Вильсона). Тщательное исследование траекторий альфа-частиц обнаружило их рассеяние – отклонение от их первоначального пути. Причем, некоторые частицы отбрасываются назад, так как если бы на их пути бала частица, с массой того же порядка и положительным зарядом.
Исходя из этих данных, Резерфорд предложил планетарную модель строения атома: в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого по разным орбитам вращаются электроны, суммарный заряд которых уравновешивает заряд ядра. Так, если масса электрона ничтожно мала, то почти вся масса атома сосредоточена в его ядре. Размеры ядра и электронов чрезвычайно малы по сравнению с размерами всего атома, которые определяются орбитами наиболее удаленных от ядра электронов. Поэтому большинство альфа-частиц пролетает через атом без заметных отклонений и только в тех случаях, когда альфа-частица близко подходит к ядру, она отталкивается от него, резко меняя свою первоначальную траекторию. Таким образом, рассеяние альфа-частиц положило начало развитию представлений об атомном ядре.
- Оглавление
- Естествознание в системе науки и культуры
- Принципы, формы и методы научного познания
- Общие принципы научного познания
- Формы научного познания
- Методы научного исследования
- Особая роль математики в естествознании
- Естествознание и научная картина мира
- Понятие научной картины мира
- Историческая смена физических картин мира
- Панорама современного естествознания
- Естествознание в аспекте научно-технической революции
- Тенденции развития естествознания
- Проблема классификации наук
- История естествознания
- Зарождение эмпирического научного знания
- Античная наука
- Александрийский период развития науки
- Развитие науки арабских и среднеазиатских народов в средние века
- Период схоластики
- Научная революция XVI–XVII вв.
- Революция в астрономии
- Экспериментальный метод Галилея
- Становление физики как самостоятельной науки
- Революция в математике
- Развитие научных методов в естествознании
- Развитие естествознания в хviii в.
- Физические концепции естествознания
- Механистическая картина мира
- Принцип относительности Галилея
- Механика Ньютона
- Характерные особенности механистической картины мира
- Развитие концепций термодинамики и статистической физики
- Вещественная и корпускулярная теории теплоты
- Необратимость времени в термодинамике
- Первое и второе начала термодинамики
- Принцип возрастания энтропии, хаос и порядок
- Статистический подход к описанию макросистем
- Развитие концепций электромагнитного поля
- "Экспериментальные исследования по электричеству" Фарадея
- Теория электромагнетизма Максвелла
- Корпускулярная и континуальная концепция описания природы
- Развитие представлений о свете
- Концепция дальнодействия и близкодействия
- Развитие концепций пространства и времени в специальной теории относительности
- Принцип относительности
- Преобразование Лоренца
- Релятивистская механика
- Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности
- Экспериментальное подтверждение специальной теории относительности
- Общая теория относительности
- Принцип эквивалентности
- Экспериментальное подтверждение общей теории относительности
- Философские выводы из теории относительности
- Симметрия пространства и времени и законы сохранения
- Мегамир в его многообразии и единстве
- Галактики и структура Вселенной
- Солнечная система
- Концепция расширения Вселенной
- Эволюция Вселенной
- Концепция большого взрыва
- Принципы организации микромира
- Развитие концепции атомизма
- Теория атома Бора – мост от классики к современности
- Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
- Принцип неопределенности
- Принцип дополнительности
- Описание микрообъектов в квантовой механике
- Принцип суперпозиции
- Принцип тождественности
- Принципы причинности и соответствия в квантовой механике
- Фундаментальные взаимодействия в природе
- Гравитационное взаимодействие
- Электромагнитное взаимодействие
- Сильное взаимодействие
- Слабое взаимодействие
- Элементарные частицы
- Характеристики элементарных частиц
- Классификация элементарных частиц
- Структурные уровни организации материи
- Закон постоянства состава
- Закон простых кратных отношений
- Гипотеза Авогадро
- Атомно-молекулярное учение
- Закон сохранения массы и энергии
- Периодический закон Менделеева
- Электронное строение атома
- Структура химических систем
- Теория химического строения Бутлерова
- Химическая связь
- Физико-химические закономерности протекания химических процессов
- Энергетика химических процессов
- Химическая кинетика
- Понятие о катализе и катализаторах
- Реакционная способность веществ
- Обратимые реакции и состояние химического равновесия
- Развитие химии экстремальных состояний
- Особенности биологического уровня организации материи
- Свойства живых систем
- Уровни организации живой природы
- Молекулярный уровень
- Клеточный уровень
- Органно-тканевый уровень
- Организменный уровень
- Популяционно-видовой уровень
- Биогеоценотический и биосферный уровни
- Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов
- Клеточная теория
- Химический состав клеток
- Клеточные и неклеточные формы жизни
- Систематика живой природы
- Генетика
- Законы Менделя
- Хромосомная теория наследственности
- Изменчивость
- Генетика человека
- Генная инженерия и биоэтика
- Принципы эволюции живых систем
- Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- Ламаркизм
- Дарвинизм. Эволюция путем естественного отбора
- Развитие дарвинизма. Основные факторы и движущие силы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Биохимическая эволюция
- Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- Химическая эволюция
- Коацерватная стадия в процессе возникновения жизни
- Начальные этапы развития жизни на Земле
- Происхождение и эволюция человека
- Положение человека в системе животного мира
- Отряд приматов
- Происхождение человека
- Этапы эволюции человека
- Биосфера и человек
- Концептуальные подходы к изучению биосферы
- Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- Биогеохимические циклы в биосфере
- Эволюция биосферы
- Ноосфера. Путь к единой культуре.
- Охрана биосферы
- Влияние космоса на земные процессы
- Современная наука о человеке
- Здоровье и работоспособность человека
- Физиология человека
- Мозг и сознание
- Сознание – функция мозга
- Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Структура субъективного мира человека
- Эмоции, чувства и интеллект
- Сознание и самосознание
- Сознательное и бессознательное
- Творчество
- Системный подход в естествознании
- Принципы эволюции систем
- Самоорганизация в живой и неживой природе
- Заключение
- Литература