Заключение
В качестве основных выводов из содержания курса “Концепции современного естествознания” отметим следующее. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками ХХ в. по праву можно считать физику, биологию, химию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику. В рамках физики, в свою очередь, выделяются специальная и общая теории относительности, квантовая теория, ядерная физика. В биологии должны быть отмечены эволюционное учение, генетика и экология, нашедшие свое достойное продолжение в естественных науках о человеке – его происхождении, видовом и индивидуальном развитии. Усиливаются взаимосвязи как внутри самого естествознания (между физикой, химией, биологией, геологией и т.п.), так и между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. Более четко стало представляться соотношение общественных и гуманитарных наук как наук, прежде всего, о духовной (нравственно-эмоциональной, интеллектуально-мыслительной, эстетической и т.п.) жизни человека.
Вторая половина ХХ в. – это время научно-технической революции, характеризующейся лидирующей ролью науки по отношению к технике и материальному производству. Современное производство немыслимо без опережающего развития фундаментальной науки и прикладных научных разработок. Если государство не заботится о развитии науки, оно не заботится о своем будущем. Но усиление воздействия науки на общество и природу обусловливает не только прогресс, но и возникновение ряда трудно решаемых глобальных проблем. Это свидетельствует о противоречивом характере взаимодействия науки, общества и природы, причем ведущим звеном этой цепи следует считать само общество, тип присущих ему отношений между определяющими силами его развития.
Природа как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменяется и находится в постоянном движении. Круг знаний о ней становится все шире.
После изучения того или иного предмета запоминаются, как правило, основные идеи, при развитии которых создается наиболее полное представление о сущности предмета. Такие идеи для естествознания весьма удачно сформулировали в двадцати фразах современные американские физики Роберт Хейзен и Джеймс Трефил. Первые семь из них общие для естествознания, а остальные относятся к его отраслям.
Вот эти научные истины:
Вселенная регулярна и предсказуема.
Все движения можно описать одним набором законов (имеются в виду три закона Ньютона).
Энергия не исчезает.
При всех превращениях, энергия переходит из более полезных в менее полезные формы (первый и второй законы термодинамики).
Электричество и магнетизм – две стороны одной и той же силы.
Все состоит из атомов.
Все – материя, энергия, квантовые характеристики частиц – выступают дискретными величинами, и нельзя измерить ни одну из них, не изменив ее.
Вся химия– в двух фразах:
Атомы склеиваются электронным "клеем".
Поведение вещества зависит от того, какие атомы входят в его состав и как они расположены.
Физика, включая астрофизику и космологию:
Ядерная энергия выделяется при превращении массы в энергию.
Атомы, из которых состоит все, сами состоят из кварков и лептонов.
Звезды рождаются, живут и умирают, как и все остальное в мире.
Вселенная возникла в прошлом в определенный момент и с тех пор она расширяется.
Законы природы едины для любого наблюдателя (резюме специальной и общей теории относительности).
Науки о Земле:
Поверхность Земли постоянно изменяется, и на ее лице нет ничего вечного.
Все процессы на Земле происходят циклами.
Биологиясводится к четырем фразам:
Все живое состоит из клеток, представляющих собой заводы жизни.
Все живое основано на генетическом коде.
Все формы появились в результате естественного отбора.
Все живое связано между собой (в этой фразе заключена суть всей экологии).
Что же мы можем сказать об окружающем нас мире? То, что он одновременно и един, и удивительно многообразен, что он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних конечных систем в другие; что он является единой системой, а каждая ее отдельная часть может быть только относительно самостоятельной, будучи неизбежно зависимой от общих законов бытия.
- Оглавление
- Естествознание в системе науки и культуры
- Принципы, формы и методы научного познания
- Общие принципы научного познания
- Формы научного познания
- Методы научного исследования
- Особая роль математики в естествознании
- Естествознание и научная картина мира
- Понятие научной картины мира
- Историческая смена физических картин мира
- Панорама современного естествознания
- Естествознание в аспекте научно-технической революции
- Тенденции развития естествознания
- Проблема классификации наук
- История естествознания
- Зарождение эмпирического научного знания
- Античная наука
- Александрийский период развития науки
- Развитие науки арабских и среднеазиатских народов в средние века
- Период схоластики
- Научная революция XVI–XVII вв.
- Революция в астрономии
- Экспериментальный метод Галилея
- Становление физики как самостоятельной науки
- Революция в математике
- Развитие научных методов в естествознании
- Развитие естествознания в хviii в.
- Физические концепции естествознания
- Механистическая картина мира
- Принцип относительности Галилея
- Механика Ньютона
- Характерные особенности механистической картины мира
- Развитие концепций термодинамики и статистической физики
- Вещественная и корпускулярная теории теплоты
- Необратимость времени в термодинамике
- Первое и второе начала термодинамики
- Принцип возрастания энтропии, хаос и порядок
- Статистический подход к описанию макросистем
- Развитие концепций электромагнитного поля
- "Экспериментальные исследования по электричеству" Фарадея
- Теория электромагнетизма Максвелла
- Корпускулярная и континуальная концепция описания природы
- Развитие представлений о свете
- Концепция дальнодействия и близкодействия
- Развитие концепций пространства и времени в специальной теории относительности
- Принцип относительности
- Преобразование Лоренца
- Релятивистская механика
- Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности
- Экспериментальное подтверждение специальной теории относительности
- Общая теория относительности
- Принцип эквивалентности
- Экспериментальное подтверждение общей теории относительности
- Философские выводы из теории относительности
- Симметрия пространства и времени и законы сохранения
- Мегамир в его многообразии и единстве
- Галактики и структура Вселенной
- Солнечная система
- Концепция расширения Вселенной
- Эволюция Вселенной
- Концепция большого взрыва
- Принципы организации микромира
- Развитие концепции атомизма
- Теория атома Бора – мост от классики к современности
- Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
- Принцип неопределенности
- Принцип дополнительности
- Описание микрообъектов в квантовой механике
- Принцип суперпозиции
- Принцип тождественности
- Принципы причинности и соответствия в квантовой механике
- Фундаментальные взаимодействия в природе
- Гравитационное взаимодействие
- Электромагнитное взаимодействие
- Сильное взаимодействие
- Слабое взаимодействие
- Элементарные частицы
- Характеристики элементарных частиц
- Классификация элементарных частиц
- Структурные уровни организации материи
- Закон постоянства состава
- Закон простых кратных отношений
- Гипотеза Авогадро
- Атомно-молекулярное учение
- Закон сохранения массы и энергии
- Периодический закон Менделеева
- Электронное строение атома
- Структура химических систем
- Теория химического строения Бутлерова
- Химическая связь
- Физико-химические закономерности протекания химических процессов
- Энергетика химических процессов
- Химическая кинетика
- Понятие о катализе и катализаторах
- Реакционная способность веществ
- Обратимые реакции и состояние химического равновесия
- Развитие химии экстремальных состояний
- Особенности биологического уровня организации материи
- Свойства живых систем
- Уровни организации живой природы
- Молекулярный уровень
- Клеточный уровень
- Органно-тканевый уровень
- Организменный уровень
- Популяционно-видовой уровень
- Биогеоценотический и биосферный уровни
- Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов
- Клеточная теория
- Химический состав клеток
- Клеточные и неклеточные формы жизни
- Систематика живой природы
- Генетика
- Законы Менделя
- Хромосомная теория наследственности
- Изменчивость
- Генетика человека
- Генная инженерия и биоэтика
- Принципы эволюции живых систем
- Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- Ламаркизм
- Дарвинизм. Эволюция путем естественного отбора
- Развитие дарвинизма. Основные факторы и движущие силы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Биохимическая эволюция
- Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- Химическая эволюция
- Коацерватная стадия в процессе возникновения жизни
- Начальные этапы развития жизни на Земле
- Происхождение и эволюция человека
- Положение человека в системе животного мира
- Отряд приматов
- Происхождение человека
- Этапы эволюции человека
- Биосфера и человек
- Концептуальные подходы к изучению биосферы
- Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- Биогеохимические циклы в биосфере
- Эволюция биосферы
- Ноосфера. Путь к единой культуре.
- Охрана биосферы
- Влияние космоса на земные процессы
- Современная наука о человеке
- Здоровье и работоспособность человека
- Физиология человека
- Мозг и сознание
- Сознание – функция мозга
- Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Структура субъективного мира человека
- Эмоции, чувства и интеллект
- Сознание и самосознание
- Сознательное и бессознательное
- Творчество
- Системный подход в естествознании
- Принципы эволюции систем
- Самоорганизация в живой и неживой природе
- Заключение
- Литература