logo
пособие_КСЕ

Формы научного познания

К формам научного знания обычно относят проблемы,гипотезы,теории, а также –идеи,принципы,категорииизаконы.

Фактытакже относят к форме знания, хотя обычно под фактами понимаются явления самой действительности. Однако, хорошо известно, что бывают ложные факты, факты-заблуждения (многие столетия за факт считали, что Солнце вращается вокруг Земли и т.п.). Поэтому под фактом следует понимать не само по себе какое-либо явление действительности, а наше знание, которое достоверно сообщает нам о наличии этого явления. Это означает, что факты, как и все другие формы знания, нуждаются в исключительно строгой проверке на истинность, так как на фактах основывается все научное знание, все теоретические построения.

Проблемаопределяется как “знание о незнании”, как осознанный учеными вопрос, для ответа на который, имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудности в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить в рамках существующих представлений. В качестве пробного решения сформулированной проблемы выдвигается некоторая гипотеза, из которой по правилам логики выводятся следствия, допускающие проверку с помощью наблюдений и экспериментов.

Научная гипотеза– это такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда правил - требований:

Если следствия из гипотезы не согласуются с эмпирическими данными, то опровергается сама гипотеза. Если следствие из гипотезы подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше будет найдено фактов, подтверждающих гипотезу, тем выше ее вероятность.

Теорияотличается от гипотезы достоверностью, доказанностью. Следует иметь в виду, что термин “теория” имеет множество смыслов. В самом широком значении теорию понимают как знание вообще. Теория в научном смысле – это система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей.

Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объектов и поэтому всегда дают неполную картину действительности. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от разработки или усвоения теории к ее применению на практике.

Главные элементы теории – ее принципы и законы.

Принципы– наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Как обобщающий результат предыдущего познания в данной теории принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные аспекты содержания каждого принципа раскрываются в совокупности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают механизм их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий.

Категориинауки – наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Теория, раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучаемой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснениеипредсказание, т.е. научное предвидение.