Происхождение человека
Решение проблемы происхождения человека опирается на сформулированную Дарвиным симиальную(от лат.simia– обезьяна) гипотезу, предполагающую происхождение человека от высокоразвитых древнейших обезьян кайнозойской эры (начавшейся около 65 млн. лет назад и продолжающейся в настоящее время).
Происхождение человека от низших форм живых организмов представляет схема этаповантропогенеза(эволюции предков человека), представленная нарис. 5.4.
На этой схеме эволюционная линия приматов начинается с древесного насекомоядного и проходит этапы, соответствующие древнейшим человекообразным обезьянам (парапитекам, дриопитекам, австралопитеками) и этапы, соответствующие ископаемым и ныне живущим людям (архантропам, палеоантропам, неоантропам).
Согласно палеонтологическим данным, от примитивной группы древних млекопитающих – насекомоядных – около 35 млн. лет назад обособилась группа животных, давшая впоследствии приматов. Из ныне живущих форм к ним наиболее близки тупайи– низшие из современных приматов. Приматы относятся к наиболее высоко организованным млекопитающим. У них значительно развит головной мозг, глазницы направлены вперед, конечности хватательного типа, на всех пальцах развиты ногти, и др.
От предков современных тупай отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян – парапитеков(небольших животных, ведших древесный образ жизни и питавшихся растениями и насекомыми). Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. В дальнейшем парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древнейших обезьян –дриопитекам, которые появились 17–18 млн. лет назад и вымерли около 8 млн. лет назад. За более чем 10 млн. лет обитания в тропических лесах у дриопитеков сформировались передние конечности, приспособленные к лазанью по деревьям и добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитием двигательных отделов, бинокулярное зрение и др.
Рис. 5.4. Схема этапов антропогенеза.
В связи с похолоданием климата и вытеснением тропических и субтропических лесов сформировались обширные открытые пространства с растительностью саванного типа. Предполагают, что популяции дриопитеков расселились по разным местам обитания: предковые формы современных человекообразных обезьян – в дождевые тропические леса, где они передвигались, главным образом цепляясь руками за ветки и раскачиваясь (образовались два вида: горилла и шимпанзе), а другие – на открытые пространства, где они были вынуждены вставать на задние конечности, видимо, чтобы лучше обозревать местность. Со временем, попав под влияние естественного отбора, такое положение из случайного, вынужденного перешло в необходимое.
Прямохождение сыграло огромную роль в эволюции приматов, так как оно освободило передние конечности, что позволило использовать их для манипуляций с окружающими предметами при добывании пищи, уходе за детенышами и выполнении других различных функций хватательного типа. Некоторые из популяций дриопитеков положили начало эволюции предшественников человека – австралопитекам– высокоразвитым обезьянам. Таким образом, линия людей отделилась от линии, ведущей к современным человекообразным обезьянам.
Австралопитеки, жившие 5 млн. лет назад, считаются самыми ранними из известных предков человека после отделения человеческой линии эволюции от обезьян. Буквально австралопитек означает южная обезьяна, поскольку первые ископаемые останки австралопитека найдены на юге и востоке Африки. Австралопитеки были небольшого роста, (130–150 см) с небольшим объемом головного мозга (550 см3)и вытянутым вперед лицом. Австралопитеки вели стадный образ жизни, занимались охотой и собирательством, начали освоение огня и систематически использовали естественные предметы (камни, палки, кости и т.п.) в качестве орудий труда. Судя по строению зубной системы, эти животные были всеядными; слабое развитие клыков согласуется с предположением, что функции нападения и защиты у них должны были перейти к верхним конечностям. Они ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, руки были свободными и могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия.
В последнее время обнаружены останки существ, живших одновременно с австралопитеками (1–3 млн. лет назад), но обладавших более крупным мозгом (до 800 см3). Рядом с их останками обнаружены примитивные орудия труда, поэтому было предложено считать этих существ первым видом людей –Человеком умелым(Homo habilis). Рост их достигал 150 см, объем головного мозга был на 100 см3больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы, как и у современного человека, не был отведен в сторону. Хотя в морфологическом отношении Человек умелый значительно не отличался от австралопитеков, однако, являясь создателем самой примитивной культуры палеолита, он преодолел грань, отделяющую ископаемых человекообразных обезьян от древнейших людей.
В течении длительной фазы предшественников человека действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условия существования создало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, способствовавшие усилению совместного поиска добычи, защите от хищных зверей, заботе о потомстве и т.д., что способствовало развитию стадности как ступени к развитию социальности.
- Оглавление
- Естествознание в системе науки и культуры
- Принципы, формы и методы научного познания
- Общие принципы научного познания
- Формы научного познания
- Методы научного исследования
- Особая роль математики в естествознании
- Естествознание и научная картина мира
- Понятие научной картины мира
- Историческая смена физических картин мира
- Панорама современного естествознания
- Естествознание в аспекте научно-технической революции
- Тенденции развития естествознания
- Проблема классификации наук
- История естествознания
- Зарождение эмпирического научного знания
- Античная наука
- Александрийский период развития науки
- Развитие науки арабских и среднеазиатских народов в средние века
- Период схоластики
- Научная революция XVI–XVII вв.
- Революция в астрономии
- Экспериментальный метод Галилея
- Становление физики как самостоятельной науки
- Революция в математике
- Развитие научных методов в естествознании
- Развитие естествознания в хviii в.
- Физические концепции естествознания
- Механистическая картина мира
- Принцип относительности Галилея
- Механика Ньютона
- Характерные особенности механистической картины мира
- Развитие концепций термодинамики и статистической физики
- Вещественная и корпускулярная теории теплоты
- Необратимость времени в термодинамике
- Первое и второе начала термодинамики
- Принцип возрастания энтропии, хаос и порядок
- Статистический подход к описанию макросистем
- Развитие концепций электромагнитного поля
- "Экспериментальные исследования по электричеству" Фарадея
- Теория электромагнетизма Максвелла
- Корпускулярная и континуальная концепция описания природы
- Развитие представлений о свете
- Концепция дальнодействия и близкодействия
- Развитие концепций пространства и времени в специальной теории относительности
- Принцип относительности
- Преобразование Лоренца
- Релятивистская механика
- Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности
- Экспериментальное подтверждение специальной теории относительности
- Общая теория относительности
- Принцип эквивалентности
- Экспериментальное подтверждение общей теории относительности
- Философские выводы из теории относительности
- Симметрия пространства и времени и законы сохранения
- Мегамир в его многообразии и единстве
- Галактики и структура Вселенной
- Солнечная система
- Концепция расширения Вселенной
- Эволюция Вселенной
- Концепция большого взрыва
- Принципы организации микромира
- Развитие концепции атомизма
- Теория атома Бора – мост от классики к современности
- Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
- Принцип неопределенности
- Принцип дополнительности
- Описание микрообъектов в квантовой механике
- Принцип суперпозиции
- Принцип тождественности
- Принципы причинности и соответствия в квантовой механике
- Фундаментальные взаимодействия в природе
- Гравитационное взаимодействие
- Электромагнитное взаимодействие
- Сильное взаимодействие
- Слабое взаимодействие
- Элементарные частицы
- Характеристики элементарных частиц
- Классификация элементарных частиц
- Структурные уровни организации материи
- Закон постоянства состава
- Закон простых кратных отношений
- Гипотеза Авогадро
- Атомно-молекулярное учение
- Закон сохранения массы и энергии
- Периодический закон Менделеева
- Электронное строение атома
- Структура химических систем
- Теория химического строения Бутлерова
- Химическая связь
- Физико-химические закономерности протекания химических процессов
- Энергетика химических процессов
- Химическая кинетика
- Понятие о катализе и катализаторах
- Реакционная способность веществ
- Обратимые реакции и состояние химического равновесия
- Развитие химии экстремальных состояний
- Особенности биологического уровня организации материи
- Свойства живых систем
- Уровни организации живой природы
- Молекулярный уровень
- Клеточный уровень
- Органно-тканевый уровень
- Организменный уровень
- Популяционно-видовой уровень
- Биогеоценотический и биосферный уровни
- Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов
- Клеточная теория
- Химический состав клеток
- Клеточные и неклеточные формы жизни
- Систематика живой природы
- Генетика
- Законы Менделя
- Хромосомная теория наследственности
- Изменчивость
- Генетика человека
- Генная инженерия и биоэтика
- Принципы эволюции живых систем
- Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- Ламаркизм
- Дарвинизм. Эволюция путем естественного отбора
- Развитие дарвинизма. Основные факторы и движущие силы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Биохимическая эволюция
- Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- Химическая эволюция
- Коацерватная стадия в процессе возникновения жизни
- Начальные этапы развития жизни на Земле
- Происхождение и эволюция человека
- Положение человека в системе животного мира
- Отряд приматов
- Происхождение человека
- Этапы эволюции человека
- Биосфера и человек
- Концептуальные подходы к изучению биосферы
- Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- Биогеохимические циклы в биосфере
- Эволюция биосферы
- Ноосфера. Путь к единой культуре.
- Охрана биосферы
- Влияние космоса на земные процессы
- Современная наука о человеке
- Здоровье и работоспособность человека
- Физиология человека
- Мозг и сознание
- Сознание – функция мозга
- Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Структура субъективного мира человека
- Эмоции, чувства и интеллект
- Сознание и самосознание
- Сознательное и бессознательное
- Творчество
- Системный подход в естествознании
- Принципы эволюции систем
- Самоорганизация в живой и неживой природе
- Заключение
- Литература