Принципы эволюции систем
Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития, а самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.
Классическая термодинамикав своем анализе систем в значительной мере абстрагировалась от их реальной сложности, в частности, отвлекалась от их взаимодействия с внешней средой. Поэтому ее исходное понятие закрытой, или изолированной, системы не отражало действительного положения вещей и приводило к противоречию с результатами исследований в биологии и социальных науках. Действительно,теория эволюцииДарвина свидетельствовала, что живая природа развивается в направлении усовершенствования и усложнения новых видов растений и животных. История, социология, экономика, и другие социальные и гуманитарные науки показывали, что в обществе, несмотря на отдельные зигзаги и движение вспять, в целом наблюдается такжепрогресс.
В противоположность этому классическая термодинамика утверждала, что физические и другие системы неживой природы эволюционируют в направлении усиления их беспорядка, разрушения и дезорганизации. В таком случае становилось непонятным, каким образом из неживой природы, системы которой имеют тенденцию к дезорганизации, могла появиться когда-либо живая природа, где системы, напротив, стремятся к совершенствованию и усложнению своей организации. Все это показывало, что результаты исследования классической термодинамики находились в явном противоречии с тем, что было хорошо известно из биологии, истории, социологии и других общественных наук.
Важно также подчеркнуть, что сами понятия времени и эволюции по-разному интерпретировались в прежней термодинамике, с одной стороны, и в биологии, социологии и истории, с другой. В самом деле, так называемая стрела времени связывалась в термодинамике с возрастанием энтропии системы, с усилением ее беспорядка и дезорганизации, тогда как в биологии и социологии она рассматривалась, наоборот, с точки зрения становления и совершенствования системы, увеличения в ней порядка и организации. Если эволюция в неживой природе истолковывалась как постепенное движение систем к их разрушению и дезорганизации, то в живой природе, наоборот, как медленное поступательное движение к усилению организации систем, их совершенствованию и усложнению. Недаром же вскоре после того как было сформулировано второе начало термодинамики, появились мрачные прогнозы о "тепловой смерти" Вселенной.
В чем же заключаются причины такого противопоставления точек зрения на понятия временииэволюции? Как можно было разрешить противоречие, возникшее между представлениями классической термодинамики и биологии, социологии и истории? Очевидно, что для этого необходимо было пересмотреть те исходные понятия и принципы, которых придерживалась старая, классическая термодинамика, потому что они не соответствовали действительности, нашим наблюдениям, а также результатам исследований в биологических и социальных науках. Опыт и практическая деятельность свидетельствовали, что понятие закрытой, или изолированной, системы представляет собой далеко идущую абстракцию и потому она слишком упрощает и огрубляет действительность, поскольку в ней трудно или даже невозможно найти системы, которые бы не взаимодействовали с окружающей средой, состоящей также из систем. Поэтому в новой термодинамике место закрытой, изолированной, системы заняло принципиально иное фундаментальное понятиеоткрытой системы, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Одно из первых определений этого понятия принадлежит выдающемуся австрийскому физику Э. Шредингеру (1887–1961), который сформулировал его в своей книге "Что такое жизнь? С точки зрения физика". В ней он ясно указал, что законы физики лежат в основе образования биологических структур, и подчеркнул, что характерная особенность биологических систем состоит в обмене энергией и веществом с окружающей средой. Он писал: “Средство, при помощи которого организм поддерживает себя постоянно на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточно низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей его среды”.
Взаимодействуя со средой, открытая система не может оставаться замкнутой, ибо она вынуждена заимствовать извне либо новое вещество или свежую энергию и одновременно выводить в среду использованное вещество и отработанную энергию. Поскольку между веществом (массой) и энергией существует глубокая взаимосвязь, выражаемая уравнением Эйнштейна: E = mc2, то можно сказать, что в ходе своей эволюции система постоянно обменивается энергией с окружающей средой, а следовательно, производит энтропию. Но в отличие от закрытых систем эта энтропия, характеризующая степень беспорядка в системе, не накапливается в ней, а удаляется в окружающую среду. Это означает, что использованная, отработанная энергия рассеивается в окружающей среде и взамен ее из среды извлекается новая, свежая энергия, способная производить полезную работу.
Такого рода материальные структуры, способные диссипиировать, или рассеивать, энергию, называются диссипативными. Отсюда становится ясным, что открытая система не может быть равновесной, потому что ее функционирование требует непрерывного поступления из внешней среды энергии или вещества, богатого энергией. В результате такого взаимодействия система, как указывает Шредингер, извлекает порядок из окружающей среды и тем самым вносит беспорядок в эту среду.
Очевидно, что с поступлением новой энергии или вещества неравновесность в системе возрастает. В конечном счете, прежняя взаимосвязь между элементами системы, которая определяет ее структуру, разрушается. Между элементами системы возникают новые связи, которые приводят к кооперативным процессам, т.е. к коллективному поведению ее элементов, – самоорганизации.
- Оглавление
- Естествознание в системе науки и культуры
- Принципы, формы и методы научного познания
- Общие принципы научного познания
- Формы научного познания
- Методы научного исследования
- Особая роль математики в естествознании
- Естествознание и научная картина мира
- Понятие научной картины мира
- Историческая смена физических картин мира
- Панорама современного естествознания
- Естествознание в аспекте научно-технической революции
- Тенденции развития естествознания
- Проблема классификации наук
- История естествознания
- Зарождение эмпирического научного знания
- Античная наука
- Александрийский период развития науки
- Развитие науки арабских и среднеазиатских народов в средние века
- Период схоластики
- Научная революция XVI–XVII вв.
- Революция в астрономии
- Экспериментальный метод Галилея
- Становление физики как самостоятельной науки
- Революция в математике
- Развитие научных методов в естествознании
- Развитие естествознания в хviii в.
- Физические концепции естествознания
- Механистическая картина мира
- Принцип относительности Галилея
- Механика Ньютона
- Характерные особенности механистической картины мира
- Развитие концепций термодинамики и статистической физики
- Вещественная и корпускулярная теории теплоты
- Необратимость времени в термодинамике
- Первое и второе начала термодинамики
- Принцип возрастания энтропии, хаос и порядок
- Статистический подход к описанию макросистем
- Развитие концепций электромагнитного поля
- "Экспериментальные исследования по электричеству" Фарадея
- Теория электромагнетизма Максвелла
- Корпускулярная и континуальная концепция описания природы
- Развитие представлений о свете
- Концепция дальнодействия и близкодействия
- Развитие концепций пространства и времени в специальной теории относительности
- Принцип относительности
- Преобразование Лоренца
- Релятивистская механика
- Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности
- Экспериментальное подтверждение специальной теории относительности
- Общая теория относительности
- Принцип эквивалентности
- Экспериментальное подтверждение общей теории относительности
- Философские выводы из теории относительности
- Симметрия пространства и времени и законы сохранения
- Мегамир в его многообразии и единстве
- Галактики и структура Вселенной
- Солнечная система
- Концепция расширения Вселенной
- Эволюция Вселенной
- Концепция большого взрыва
- Принципы организации микромира
- Развитие концепции атомизма
- Теория атома Бора – мост от классики к современности
- Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
- Принцип неопределенности
- Принцип дополнительности
- Описание микрообъектов в квантовой механике
- Принцип суперпозиции
- Принцип тождественности
- Принципы причинности и соответствия в квантовой механике
- Фундаментальные взаимодействия в природе
- Гравитационное взаимодействие
- Электромагнитное взаимодействие
- Сильное взаимодействие
- Слабое взаимодействие
- Элементарные частицы
- Характеристики элементарных частиц
- Классификация элементарных частиц
- Структурные уровни организации материи
- Закон постоянства состава
- Закон простых кратных отношений
- Гипотеза Авогадро
- Атомно-молекулярное учение
- Закон сохранения массы и энергии
- Периодический закон Менделеева
- Электронное строение атома
- Структура химических систем
- Теория химического строения Бутлерова
- Химическая связь
- Физико-химические закономерности протекания химических процессов
- Энергетика химических процессов
- Химическая кинетика
- Понятие о катализе и катализаторах
- Реакционная способность веществ
- Обратимые реакции и состояние химического равновесия
- Развитие химии экстремальных состояний
- Особенности биологического уровня организации материи
- Свойства живых систем
- Уровни организации живой природы
- Молекулярный уровень
- Клеточный уровень
- Органно-тканевый уровень
- Организменный уровень
- Популяционно-видовой уровень
- Биогеоценотический и биосферный уровни
- Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов
- Клеточная теория
- Химический состав клеток
- Клеточные и неклеточные формы жизни
- Систематика живой природы
- Генетика
- Законы Менделя
- Хромосомная теория наследственности
- Изменчивость
- Генетика человека
- Генная инженерия и биоэтика
- Принципы эволюции живых систем
- Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- Ламаркизм
- Дарвинизм. Эволюция путем естественного отбора
- Развитие дарвинизма. Основные факторы и движущие силы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Биохимическая эволюция
- Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- Химическая эволюция
- Коацерватная стадия в процессе возникновения жизни
- Начальные этапы развития жизни на Земле
- Происхождение и эволюция человека
- Положение человека в системе животного мира
- Отряд приматов
- Происхождение человека
- Этапы эволюции человека
- Биосфера и человек
- Концептуальные подходы к изучению биосферы
- Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- Биогеохимические циклы в биосфере
- Эволюция биосферы
- Ноосфера. Путь к единой культуре.
- Охрана биосферы
- Влияние космоса на земные процессы
- Современная наука о человеке
- Здоровье и работоспособность человека
- Физиология человека
- Мозг и сознание
- Сознание – функция мозга
- Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Структура субъективного мира человека
- Эмоции, чувства и интеллект
- Сознание и самосознание
- Сознательное и бессознательное
- Творчество
- Системный подход в естествознании
- Принципы эволюции систем
- Самоорганизация в живой и неживой природе
- Заключение
- Литература