Сознание и самосознание
Развитое сознаниенеразрывно связано ссамосознанием, которое является особым аспектом сознания, усиливающим противопоставление не только знания предмету знания, но и субъекта объекту. В самосознании ярче проявляется та особенность сознания, что оно присуще только общественно развитому человеку. У больного шизофренией сознание может нарушиться настолько, что он перестает адекватно воспринимать не только другие предметы, но и самого себя, принимая себя за других людей. Самосознание – не только самопознание, но и самооценка, выражение определенного отношения к самому себе, своим способностям и поведению. Оно предполагает самоанализ и самоконтроль своего состояния и поведения. На уровне самосознания человеческое Я предстает не как исходная первичная данность, а как результат осмысления имеющейся информации о себе – своих ощущениях, мыслях, самочувствии и особенно об отношении к себе со стороны других людей. Самосознание опосредовано осознанием других людей и наоборот.
Самооценка включает оценку своей внешности. Поэтому одним из источников самооценки служит видение своего отражения (в воде, зеркале и т.п.). При этом происходит как бы физическое отстранение, абстрагирование от самого себя и зрительное восприятие, наблюдение своего внешнего облика. Животные же не узнают себя в зеркале. И это означает, что они не выделяют себя из окружения, не осознают себя. Показательно, что образование представления о себе невозможно без способности к речи. Человек понимает себя, подбирая для выражения этого только такие слова, которые становятся понятными другим людям. Особую роль в формировании самосознания сыграло развитие письменной речи. Здесь участвуют и слуховой, и речедвигательный, и зрительный аппараты вместе с моторикой пишущей руки. Аналогичную роль играют художественные произведения.
Близко, но не тождественно самосознанию самочувствие– своеобразный настрой жизненных проявлений личности. Основу данного психического состояния образует органическое самочувствие – определенный жизненный тонус, совокупность органических ощущений и вызываемых ими переживаний. Органические ощущения голода, сытости, жажды, наслаждения, боли и т.п. образуют “нижний пласт” развитого самосознания. Допускается, что у животных самосознания еще нет, но уже имеется самочувствие как ощущение самого себя.
Познание человеком самого себя развивалось вместе с развитием его трудовой деятельности и вместе с познанием ее самой. История естествознания свидетельствует, что человек разобрался в устройстве глаза лишь после того, как были сконструированы оптические приборы. Механизм слухового восприятия с помощью кортиевого органа, своего рода струнного инструмента раскрыт по аналогии с арфой или роялем. И.П. Павлов в анализе рефлекторной деятельности мозга использовал терминологию физики электричества и электротехники. И вообще знание электрических и магнитных явлений оказалось очень полезным в развитии физиологии мозга. Сейчас же огромную роль в познании мозга играет кибернетическое моделирование.
Самосознание базируется на способности человека к абстрактному мышлению, на способности отделять общее от отдельного, отношения от соотносящихся вещей. Сама эта способность родилась именно в трудовой деятельности, требующей постоянно соотносить образ – цель с ходом ее достижения, чтобы не сбиться с пути, ведущего к намеченной цели. Так рождается способность сначала оперировать с идеальным планом вещей, а затем уже и с самими вещами. Только на этой основе человек стал разделять себя на “Я – субъект” и “Я – объект” и ставить их в отношение друг к другу. А это и значит, что человек, таким образом, поднялся до уровня самосознания, до осознания своего отношения к миру и самому себе именно как отношения.
В отличие от человека, достигшего уровня самосознания, для животного его отношение к другим не существует как отношение. Дикарь, инстинктивный человек тоже не выделял себя из природы. Факты тотемизма свидетельствуют о том, что человек раннеродового общества отождествлял себя с животными, растениями и другими природными объектами, которые выступали для него как бы продолжением его тела. Не выделял себя первобытный человек и из рода. Он выступал не как отдельная личность, а как представитель всего своего рода. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род - как единое целое. Каждый отвечал за свой род, а род за каждого своего члена. Именно род выступал как правовой и иной субъект, а не отдельный человек.
Первоначальная слитность индивида с коллективом и последующее выделение личности из коллектива, осознание ею самой себя нашли отражение в употреблении первобытными народами имен. Имена собственные первоначально обозначали не столько отдельного человека, сколько его принадлежность к данному роду. Каждый род имел личные имена, которые не могли употреблять другие рода того же племени. Если ребенку давали имя из чужого рода, то уже сам по себе этот факт переводил ребенка в тот род, которому принадлежит это имя.
Со временем человек все более начинал осознавать и выделять себя из коллектива. Словесное обозначение человека именем собственным явилось речевой формой выражения его индивидуального осознания. На этом этапе человек стал обозначать себя личным местоимением. Личные местоимения засвидетельствованы в самых ранних памятниках письменности.
Такова же последовательность в развитии самосознания ребенка. Словесное обозначение им себя местоимением “я” выражает психологический сдвиг в становящейся личности, самоотождествление ребенка с самим собой и выделение им себя среди других людей, соотнесение себя с ними.
На определенной ступени развития самосознания возникла категория совести, способность человека оценивать свои поступки, мысли, чувства в соответствии с существующими в конкретном коллективе нормами поведения. Самосознание не могло возникнуть вне труда и общества, но и общество, и труд не смогли бы успешно развиваться без самосознания людей.
- Оглавление
- Естествознание в системе науки и культуры
- Принципы, формы и методы научного познания
- Общие принципы научного познания
- Формы научного познания
- Методы научного исследования
- Особая роль математики в естествознании
- Естествознание и научная картина мира
- Понятие научной картины мира
- Историческая смена физических картин мира
- Панорама современного естествознания
- Естествознание в аспекте научно-технической революции
- Тенденции развития естествознания
- Проблема классификации наук
- История естествознания
- Зарождение эмпирического научного знания
- Античная наука
- Александрийский период развития науки
- Развитие науки арабских и среднеазиатских народов в средние века
- Период схоластики
- Научная революция XVI–XVII вв.
- Революция в астрономии
- Экспериментальный метод Галилея
- Становление физики как самостоятельной науки
- Революция в математике
- Развитие научных методов в естествознании
- Развитие естествознания в хviii в.
- Физические концепции естествознания
- Механистическая картина мира
- Принцип относительности Галилея
- Механика Ньютона
- Характерные особенности механистической картины мира
- Развитие концепций термодинамики и статистической физики
- Вещественная и корпускулярная теории теплоты
- Необратимость времени в термодинамике
- Первое и второе начала термодинамики
- Принцип возрастания энтропии, хаос и порядок
- Статистический подход к описанию макросистем
- Развитие концепций электромагнитного поля
- "Экспериментальные исследования по электричеству" Фарадея
- Теория электромагнетизма Максвелла
- Корпускулярная и континуальная концепция описания природы
- Развитие представлений о свете
- Концепция дальнодействия и близкодействия
- Развитие концепций пространства и времени в специальной теории относительности
- Принцип относительности
- Преобразование Лоренца
- Релятивистская механика
- Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности
- Экспериментальное подтверждение специальной теории относительности
- Общая теория относительности
- Принцип эквивалентности
- Экспериментальное подтверждение общей теории относительности
- Философские выводы из теории относительности
- Симметрия пространства и времени и законы сохранения
- Мегамир в его многообразии и единстве
- Галактики и структура Вселенной
- Солнечная система
- Концепция расширения Вселенной
- Эволюция Вселенной
- Концепция большого взрыва
- Принципы организации микромира
- Развитие концепции атомизма
- Теория атома Бора – мост от классики к современности
- Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
- Принцип неопределенности
- Принцип дополнительности
- Описание микрообъектов в квантовой механике
- Принцип суперпозиции
- Принцип тождественности
- Принципы причинности и соответствия в квантовой механике
- Фундаментальные взаимодействия в природе
- Гравитационное взаимодействие
- Электромагнитное взаимодействие
- Сильное взаимодействие
- Слабое взаимодействие
- Элементарные частицы
- Характеристики элементарных частиц
- Классификация элементарных частиц
- Структурные уровни организации материи
- Закон постоянства состава
- Закон простых кратных отношений
- Гипотеза Авогадро
- Атомно-молекулярное учение
- Закон сохранения массы и энергии
- Периодический закон Менделеева
- Электронное строение атома
- Структура химических систем
- Теория химического строения Бутлерова
- Химическая связь
- Физико-химические закономерности протекания химических процессов
- Энергетика химических процессов
- Химическая кинетика
- Понятие о катализе и катализаторах
- Реакционная способность веществ
- Обратимые реакции и состояние химического равновесия
- Развитие химии экстремальных состояний
- Особенности биологического уровня организации материи
- Свойства живых систем
- Уровни организации живой природы
- Молекулярный уровень
- Клеточный уровень
- Органно-тканевый уровень
- Организменный уровень
- Популяционно-видовой уровень
- Биогеоценотический и биосферный уровни
- Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов
- Клеточная теория
- Химический состав клеток
- Клеточные и неклеточные формы жизни
- Систематика живой природы
- Генетика
- Законы Менделя
- Хромосомная теория наследственности
- Изменчивость
- Генетика человека
- Генная инженерия и биоэтика
- Принципы эволюции живых систем
- Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- Ламаркизм
- Дарвинизм. Эволюция путем естественного отбора
- Развитие дарвинизма. Основные факторы и движущие силы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Биохимическая эволюция
- Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- Химическая эволюция
- Коацерватная стадия в процессе возникновения жизни
- Начальные этапы развития жизни на Земле
- Происхождение и эволюция человека
- Положение человека в системе животного мира
- Отряд приматов
- Происхождение человека
- Этапы эволюции человека
- Биосфера и человек
- Концептуальные подходы к изучению биосферы
- Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- Биогеохимические циклы в биосфере
- Эволюция биосферы
- Ноосфера. Путь к единой культуре.
- Охрана биосферы
- Влияние космоса на земные процессы
- Современная наука о человеке
- Здоровье и работоспособность человека
- Физиология человека
- Мозг и сознание
- Сознание – функция мозга
- Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Структура субъективного мира человека
- Эмоции, чувства и интеллект
- Сознание и самосознание
- Сознательное и бессознательное
- Творчество
- Системный подход в естествознании
- Принципы эволюции систем
- Самоорганизация в живой и неживой природе
- Заключение
- Литература