3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере, в первую очередь, связаны с частнонаучными методами. Частнонаучные методы – это совокупность способов, принципов познаний, исследовательских приемов, применяемых в различных сферах, сюда относятся методы социально-гуманитарных наук. Здесь же необходимо упомянуть методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), наделенных на стыке научных дисциплин. Широкое применение этих методов нашли в реализации комплексных научных программ в социально-культурной сфере.
Существуют 5 направлений развития научных исследований в социально-культурной сфере:
1.первый тип исследований характеризуется жесткими ограничениями во времени и средствах, их цель: обеспечить выход на рынок продукции или услуг, необходимых для клиентов, причем здесь необходимо опередить конкурентов. Особую роль играют методы планирования эксперимента, которые обеспечивают минимизацию затрат времени и средств. При таком виде исследования возникает «добавленная ценность» (деньги), часть которых можно потратить на другие виды научных исследований.
2.второй тип научных исследований преобладает в Вузах, финансируется за счет успехов в исследованиях первого вида, т. е. если положение фирмы на рынке не устойчиво, она не сможет финансировать вузовские исследования. В таких исследований основное внимание отводиться нововведениям. Для разработки и внедрения нововведения может быть создано специальное объединение, в состав которого вовлекаются крупные предприятия, малые фирмы, учебные и научные заведения. Целью подобного объединения оказывается внедрение конкретного нововведения с соответствующим обеспечением новым оборудованием, технологией, подготовленными кадрами. Источниками средства для разработки и реализации нововведений могут быть прибыль предприятия, заемные средства, государственные научные программы. Государство обычно разрабатывает системы мер, стимулирующих предприятия к внедрению нововведений: поддержка фундаментальных научных исследований, предоставление налоговых льгот, организация государственного фонда инвестиционной поддержки, поддержка баз научной информации.
3.третий тип научных исследований используется в фирмах, у которых есть накопленные средства, для того чтобы защитить эти средства от инфляции, фирмы вкладывают их в фонд поддержки разработок в тех областях, которое представляют интерес для их бизнеса. Это направление самое свободное, его финансирование зависит от успехов фирмы.
4.маркетинговое исследование в туризме, фирмы могут проводить два вида исследований: 1) текущее исследование, проводимое постоянно с целью выявления всех перемен и тенденций, имеющих место на туристском рынке 2) исследование одной определенной ситуации (проблемы) с целью проверки предположения или анализа перемен на туристском рынке, кроме того, фирма исследует внешние или внутренние факторы воздействия, потенциал рынка, тенденции в развитии рынка.
5.последний вид исследований ассоциируется с наукой, представляет собой фундаментальное исследование. В основном, это теоретические исследование, их цель – расширить знания общества о СКС, данные разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными.
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы