2.Отчет о научном исследовании
Язык и стиль научной работы
.
Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально – логический способ изложения материала. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связанность. Средство выражения логических связей следующие:
1) специальные функционально – синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли;
2) причинно – следственные отношения;
3) переход от одной мысли к другой;
4) итог, вывод.
Основным признаком научной речи является целенаправленность и прагматическая установка, и отсутствие экспрессии. Объективность изложения – основная стилевая черта речи, вытекает из специфики научного познания, изложение обычно ведётся от третьего лица. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.
К недостаткам языка научной речи относятся: 1) многословие; 2) употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова, а также параллельное употребление иноязычной лексики; 3) частое употребление в тексте местоположения «мы».
Общие требования к отчёту по научной работе.
Общие требования к отчёту следующие:
1) чёткость и логическая последовательность изложения материала;
2) убедительность аргументации;
3) краткость и точность формулировок;
4) конкретность изложения результатов работы;
5) обоснованность рекомендаций и предложений.
Требования к научному отчету:
Отчет может быть составлен на базе курсовой, дипломной или магистерской работы, кандидатской диссертации, или выполнен независимо от нее (при согласии научного руководителя). Он должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист с указанием названия проекта, цели проекта и типов используемых космических снимков, автора, научного руководителя, с их подписями;
2. Краткое содержание работы (1-2 стр. с указанием целей работы, методики, исследований, основных результатов, по возможности с иллюстрацией – используемый космический снимок и полученный им результат: карта, схема, графики или таблица);
3. Введение, с указанием целей и задач работы (0,5 – 1 стр.);
4. Краткая географическая характеристика районов исследований и исследуемой проблемы;
5. Описание используемых материалов, в том числе космических снимков и их характеристик (1 – 2 стр.);
6. Описание методик исследований и последовательности выполняющих работ (2 – 4 стр.);
7. Описание полученных результатов (3 – 5 стр.);
8. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами, оценка достоверных результатов, анализ возникших в ходе исследования трудностей (если были) и путей их преодоления (2 – 3 стр.);
9. Заключение – основные итоги работы и направления дальнейших исследований (1 – 2 стр.).
10. Библиография;
11. Графические приложения (в том числе результат дешифрирования снимков, составленные карты (в оригинальном масштабе), графики, таблицы и т. п., если они не вмещаются по объему в раздел «Результаты»).
Отчёт должен содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку технико-экономической эффективности внедрения, а также научную, социальную ценность результатов работы.
. Правила оформления отчёта по научной работе.
Работа должна быть отпечатана машинописным способом, текст работы следует печатать, соблюдая размеры полей. Текст отчета набирается шрифтом 12 пт, через 1,5 интервала в формате Word, он может включать рисунки, таблицы, графики, карты, схемы и т. п. (форматы файлов, рисунков, таблиц оговариваются индивидуально). В отчёте следует использовать сокращения слов и словосочетаний.
Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты. Требования к нумерации: страницы нумеруют арабскими цифрами, страницы проставляются в правом верхнем углу.
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах отчёта, включают в общую нумерацию страниц.
Качество иллюстраций должно обеспечивать их чёткое воспроизведение, иллюстрации должны иметь наименование. Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные под ней.
Каждая таблица должна иметь заголовок. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист.
Формулы также требуют определённых правил оформления: пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.
В список исполнителей должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соискателей, принимающих участие в выполнении работы. Фамилии следует располагать столбцом. Слева указывают должности, учёные степени исполнителей и соисполнителей. Если отчёт выполнен одним человеком, его фамилию и подпись помещают на титульном листе. Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номеров страниц.
Если в отчёте употребляется малораспостронённые сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень должен быть представлен в виде перечня условных обозначений, символов, единиц и терминов. Список использованных источников должен содержать перечень книг, статей, документов, исследований других авторов, использованных при написании отчёта.
Контрольные вопросы
Каковы общие правила оформления научных работ?
Как оформляются ссылки и сноски в научных работах?
На чём основано оформление библиографического списка научной работы?
В чём заключается техника цитирования?
Как оформляются таблицы, иллюстрации и приложения в научных работах?
Как оформляются сокращения в научных работах?
Назовите общие требования к составлению отчета о исследовании
Какие правила составления отчета о научном исследовании?
Литература основная: 1-8.
Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие №1 Сущность науки и особенности современного научного знания. (2часа)
План:
1. Сущность понятия «наука».
2. Наука как знание и сфера деятельности.
3. Функции науки и ее задачи.
4. Классификация наук.
5. Особенности современного научного знания.
6. Роль науки в развитии социально-культурной сферы.
Рекомендуемая литература: Осн.: 6,11 Доп.: 2,3,4,5.6,19,20
Практическое занятие №2 Сущность научного исследования (2часа)
План
1. Научное исследование: сущность и виды.
2. Цель и задачи научного исследования
3. Научно-организационный менеджмент исследования
4. Сущность понятия « исследовательская задача»
5…Организация исследования
7. Информационное обеспечение научного исследования
8. Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения.
Рекомендуемая литература: Осн.: 1,2,3,6,11 Доп.: 1,4,8,10, 11
Практическое занятие №3 Понятия метода и методологии научного исследования (2часа)
План
1. Сущность понятия «метод исследования».
2. Классификация методов.
3. Методологические принципы научного исследования
4. Исторический, системный, деятельностный подходы в научном исследовании
5. Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
6. Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в
социально-культурной деятельности.
7. Методология научного исследования: сущность и уровни.
Рекомендуемая литература: Осн.: 2,3,4,5,10,11 Доп.: 7,8,11,14
Практическое занятие №4 Логика научного исследования (2часа)
План
1. Логическая структура научного исследования.
2. Научный аппарат исследования.
3. Источники исследования
Рекомендуемая литература: Осн.: 6,8,11,12 Доп.:6,10,12,15,17,21
Практическое занятие №5 Общенаучные и общелогические методы научного исследования (4часа)
План:
1. Теоретическое исследование и его стадии.
2. Методы построения научной теории.
3. Сущность философского метода научного исследования.
4. Анализ и синтез как методы исследования.
5. Абстрагирование и обобщение как общелогические методы исследования.
6. Индуктивные методы исследования.
7. Роль дедуктивного метода в исследовании.
8. Использование метода аналогии в исследовании.
Рекомендуемая литература: Осн.: 2,3,5,6,11 Доп.: 6,8,11,12,13,15,17
Практическое занятие №6 Эмпирические методы исследования (4часа)
План:
1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
2. Средства получения знаний в эмпирическом исследовании.
3. Наблюдение: сущность, виды, функции, особенности.
4. Беседа как метод исследования.
5. Опрос и его разновидности.
6. Тестирование.
7. Метод экспертной оценки.
8. Эксперимент: сущность, виды, роль в исследовании.
9. Моделирование и модельный эксперимент.
Рекомендуемая литература: Осн.: 3,4,5,8,10 Доп.: 7,11,14
Практическое занятие №7 Программа научного исследования (2часа)
План:
1. Программа исследования как важнейшая составная часть исследования.
2. Основные подходы к созданию программы.
3. Алгоритм формирования исследовательской проблемы
4. Основные процедуры разработки программы исследования.
5. Сущность понятия «научно-исследовательская тема» и требования к ней.
6. Этапы выполнения научно-исследовательской темы.
7. Особенности разработки программы исследования для изучения социально-культурной деятельности.
Рекомендуемая литература: Осн.: 1,6,8,11 доп.: 1,8,9,10,11
Практическое занятие №8 Основные этапы научного исследования (2часа)
План:
1. Общая характеристика основных этапов научного исследования.
2. Технология построения гипотез (виды гипотез, выдвижение гипотез и их теоретическая разработка).
3. Создание программ экспериментальных исследований и их проведение.
4. Сбор и обработка эмпирических данных
5. Методы обработки эмпирической информации
Рекомендуемая литература: Осн.1,6,8,11 Доп.1,8,9,10,11
Практическое занятие №9 Оформление результатов исследования. Отчет по исследованию (4часа)
План:
1. Сущность механизма апробации.
2. Критерии успешности исследования
3. Оформление результатов научного исследования.
4. Отчет о научном исследовании: сущность и требования к составлению
5. Правила оформления отчета.
6. Написание и оформление студенческой научной работы
7. Внедрение результатов научного исследования.
Рекомендуемая литература: Осн.: 1,6,7.9,11 Доп.: 1,8,10,11
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы