3.Цель и задачи научного исследования
Научное исследование представляет собой познавательную деятельность. Важнейшей ее чертой является целесообразность. Именно эта черта отличает поведение человека от поведения животного. Животное, например, охотившееся за добычей, имеет определенную целевую ситуацию. Но в условиях отсутствия признаков, возможной цели (след, запах и т. п.) животное не может поставить себе, четко сформулировать и зафиксировать цель как образ целевой ситуации. «Цель - это желаемый результат, недостижимый за рассматриваемый промежуток времени, но доступный в будущем, причем за данный промежуток времени к нему можно приблизится».[1]
Цель как желаемый результат отличается от понимания ее как некой неличной ситуации.
Желаемый результат может относиться как к реально существующим феноменам, так и к феноменам несуществовавшим.
В момент, когда цель ставится, вообще может быть неизвестно достижима ли она, неизвестны средства ее достижения.
Цель в человеческой деятельности может представлять собой понятие о результате, который не существует в момент формирования цели и может быть реализована не сразу, а через значительный интервал времени.
В силу этого нецелесообразно увязывать постановку цели с наличием средств ее разрешения. Тем более в науке существуют ситуации, когда формулировка цели не предполагает никаких практических действий.
Для более грамотного понимания цели необходимо выяснить отношение между понятиями «цель» и «задача» и по возможности разграничить их.
Некоторые исследователи рассматривают задачу как промежуточный этап в достижении цели.
По нашему мнению, правильнее говорить о цели как о важнейшем компоненте любой задачи.
Исследовательская задача включает в себя:
Во-первых, проблемную ситуацию;
Во-вторых, цель, как понятие о феномене, которое необходимо достичь, получить или создать. Цель должна быть грамотно сформулирована. В ее формулировке присутствует определенный императив: повеление, инструкция.
Целью может быть желаемый для исследователя результат; результат, желаемый для заказчика исследования.
Но целью может быть и заведомо отсутствующий или недостижимый феномен (например, идеал).
В-третьих, условия решения - факторы и средства необходимые для достижения цели.
Отличительной чертой человеческого целеполагания является не сам факт наличия цели, а осознание этой цели, ее зафиксированность в знаковой конкуренции.
Любое научное исследование есть особая деятельность по решению задач определенного типа.
В своей деятельности человеку приходиться решать многообразные предметно-практические и познавательные задачи.
При решении предметно-практических задач констатируется наличие некоторых материальных феноменов и отсутствие других. Поэтому здесь целевая установка формулирует требование к отсутствующим феноменам и содержит императив к их достижению. Эти задачи в основном возникают в сфере производства материальных благ.
Для познавательных задач существенно, что имеет место материальный феномен, относительно которого требуется получить новое знание. Исследовательские задачи могут быть связаны с деятельностью по реализации уже существующих знаний.
Последний тип задач характеризуется тем, что в проблемной ситуации выявляется отсутствие некоторых необходимых или желаемых знаний на основе анализа уже существующих.
Достижение цели осуществляется созданием новых знаний, удовлетворяющих особым требованиям. В силу этого научным исследованием следует считать деятельность необходимую для решения познавательных задач, конечным результатом которой является новое знание. Но научным, исследование может быть не только в том случае, если новое знание отвечает критериям научности.
Таким образом, исследование представляет собой решение особых познавательных задач, цель которых создание нового научного знания
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы