logo
МИНОБРНАКИ РОССИИ

5.Наука и обыденное знание

Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного знания. но между наукой и обыденным познанием имеют место существенные различия.

а). наука имеет дело с особым наборов объектов реальности, не связанных с объектом обыденного опыта. Объекты науки невозможно познать с помощью средств обыденного познания. Их нельзя описать с помощью обыденного языка. Наука имеет свой понятийный аппарат.

Помимо своего искусственного специализированного языка наука имеет специальные орудия научного исследования (аппаратура, инструменты и т. п.).

Продукты науки - научные знания есть средства получения новых знаний.

Наука в отличие от обыденного познания формирует свои специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, выводимость одних знаний из других.

Отличительным признаком является системность и обоснованность научного знания.

Существенным отличием научного исследования от обыденного познания - различие в методах и познавательной деятельности. В обыденном познании приемы изучения объекта не осознаются в качестве специфического метода познания. Они считаются само собой разумеющееся.

В научном же исследовании даже обнаружение объекта трудная задача. Ученый должен четко знать методы обнаружения и изучения объекта. Помимо этого он должен знать методы фиксации объекта.

В силу этого наука формирует не только знания об объекте, но и знания о методах научной деятельности.

Поэтому наука имеет методологию, направленный научный поиск.

Занятия наукой требуют особой подготовки субъекта, знающего средства научного исследования, приемы и методы их использования.

Важную роль в научном исследовании играет установка на получение нового знания.

Таким образом, отличительными признаками научного познания являются:

а). предметность и объективность;

б). выход науки за рамки обыденного познания и изучение ее объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.

Специфика научного познанияв отличие от стихийно-эмпириче­ского, состоит прежде всего в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей ~- научных работников. Формой ее осуществления и развития

являетсянаучноеисследование. В науке создаются и разрабатываются специальные средства по­знания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эм­пирическое познание такими средствами не располагает. К числу средств научного познания относится, например, моделирование, применение идеализированных моделей, создание теорий, гипотез, экспериментирование. Наука, в отличие от стихийно-эмпирического процесса познания, изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе раз­вития самой науки. Нередко их изучение предшествует практиче­скому использованию. Так, например, практическому применению энергии атома предшествовал достаточно длительный период изуче­ния строения атома как объекта науки. В науке начинают специально изучать сами результаты познава­тельной деятельности — научные знания. Разрабатываются критерии, согласно которым научные знания можно отделить от стихийно-эм­пирических знаний, от мнений, от умозрительных, спекулятивных рассуждений и т. д.

Контрольные вопросы:

Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания.

Наука как социальный институт. Наука и общество.

Наука как система и система наук. Особенности современной науки.

В чем заключается классификация наук?

Литература основная: 1-8.

Литература дополнительная: 2,3.

Лекция 2. Сущность научного исследования

Цель: Раскрыть сущность научного исследования

1.  Научное исследование: сущность, виды, уровни

2.  Этапы научного исследования

3.  Цель и задачи научного исследования

4.  Организация исследования

5.  Информационное обеспечение научного исследования