5.Наука и обыденное знание
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного знания. но между наукой и обыденным познанием имеют место существенные различия.
а). наука имеет дело с особым наборов объектов реальности, не связанных с объектом обыденного опыта. Объекты науки невозможно познать с помощью средств обыденного познания. Их нельзя описать с помощью обыденного языка. Наука имеет свой понятийный аппарат.
Помимо своего искусственного специализированного языка наука имеет специальные орудия научного исследования (аппаратура, инструменты и т. п.).
Продукты науки - научные знания есть средства получения новых знаний.
Наука в отличие от обыденного познания формирует свои специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, выводимость одних знаний из других.
Отличительным признаком является системность и обоснованность научного знания.
Существенным отличием научного исследования от обыденного познания - различие в методах и познавательной деятельности. В обыденном познании приемы изучения объекта не осознаются в качестве специфического метода познания. Они считаются само собой разумеющееся.
В научном же исследовании даже обнаружение объекта трудная задача. Ученый должен четко знать методы обнаружения и изучения объекта. Помимо этого он должен знать методы фиксации объекта.
В силу этого наука формирует не только знания об объекте, но и знания о методах научной деятельности.
Поэтому наука имеет методологию, направленный научный поиск.
Занятия наукой требуют особой подготовки субъекта, знающего средства научного исследования, приемы и методы их использования.
Важную роль в научном исследовании играет установка на получение нового знания.
Таким образом, отличительными признаками научного познания являются:
а). предметность и объективность;
б). выход науки за рамки обыденного познания и изучение ее объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.
Специфика научного познания, в отличие от стихийно-эмпирического, состоит прежде всего в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей ~- научных работников. Формой ее осуществления и развития
являетсянаучноеисследование. В науке создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает. К числу средств научного познания относится, например, моделирование, применение идеализированных моделей, создание теорий, гипотез, экспериментирование. Наука, в отличие от стихийно-эмпирического процесса познания, изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе развития самой науки. Нередко их изучение предшествует практическому использованию. Так, например, практическому применению энергии атома предшествовал достаточно длительный период изучения строения атома как объекта науки. В науке начинают специально изучать сами результаты познавательной деятельности — научные знания. Разрабатываются критерии, согласно которым научные знания можно отделить от стихийно-эмпирических знаний, от мнений, от умозрительных, спекулятивных рассуждений и т. д.
Контрольные вопросы:
Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания.
Наука как социальный институт. Наука и общество.
Наука как система и система наук. Особенности современной науки.
В чем заключается классификация наук?
Литература основная: 1-8.
Литература дополнительная: 2,3.
Лекция 2. Сущность научного исследования
Цель: Раскрыть сущность научного исследования
1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
2. Этапы научного исследования
3. Цель и задачи научного исследования
4. Организация исследования
5. Информационное обеспечение научного исследования
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы