3..Источники исследования
Под источником исследования понимается документ, содержащий какие-либо сведения. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации. Издание - это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Источниками научной информации служат неопубликованные документы:
диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и
опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические
материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное
использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве
экземпляров средствами машинописи или ЭВМ.
Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т. д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).
Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т. д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).
Нас в первую очередь интересуют издания, из которых может быть почерпнута
необходимая для научно-исследовательской работы информация. Это научные, учебные,
справочные и информационные издания.
Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или)экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания делятся на следующие виды: монография, автореферат диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.
Монография - научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы научной конференции - научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Тезисы докладов (сообщений) научной конференции - научный непериодический
сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения о теоретических и
(или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.
Учебное издание - это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Виды учебных изданий: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие и др.
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной
дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально
утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике
преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.
Справочное издание - издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не
предназначенное для сплошного чтения. Это - словари, энциклопедии, справочники
специалиста и др.
Информационное издание - издание, содержащее систематизированные сведения о
документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа
и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией,
осуществляющей научно-информационную деятельность, в том числе органами НТИ. Эти
издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными.
Библиографическое издание - это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний). К таким изданиям относятся выпускаемые Российской книжной палатой государственные библиографические указатели Российской Федерации: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись авторефератов диссертаций».
Реферативное издание - это информационное издание, содержащее упорядоченную
совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся
реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-
информация.
Обзорное издание - это информационное издание, содержащее публикацию одного
или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в
источниках сведений.
Издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися.
Непериодическое издание выходит однократно, и его продолжение заранее не
предусмотрено. Это книги, брошюры, листовки. Книга - книжное издание объемом свыше
48 страниц. Брошюра - книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц.
Текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц называется листовкой.
Периодические издания выходят через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Это газеты, журналы, бюллетени, вестники.
Газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки
времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по
актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а
также литературные произведения и рекламу.
Журнал - это периодическое текстовое издание, содержащее статьи или рефераты по
различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам,
литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию,
официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Бюллетени и вестники могут быть периодическими или продолжающимися
изданиями. Продолжающиеся издания выходят через неопределенные промежутки времени,
по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно
оформленными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.
Бюллетень (вестник) - это периодическое или продолжающееся издание,
выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам,
входящим в круг ведения выпускающей его организации.
В завершение краткой характеристики основных источников научной информации
следует упомянуть небумажные, нетрадиционные источники: кинофильмы, видеофильмы,
микрофильмы, магнитные и оптические диски и др. Так, в последние годы ИНИОН
выпускает оптические компакт-диски (СD-ROM) с библиографическими базами данных по
социальным и гуманитарным наукам. Диски текущей информации содержат библиографические описания книг и статей, поступивших в фонды Института за 1 - 3 года.
Ретроспективные тематические диски содержат библиографические записи за 10 - 15 лет.
Изучение литературы начинается с подбора и составления списка (картотеки) нормативных правовых актов, учебников, учебных пособий, монографий, журнальных и газетных статей, опубликованной юридической практики. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные и предметные каталоги, каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей.
В алфавитном каталоге названия книг (карточки) расположены в алфавитном порядке,
который определяется по первому слову библиографического описания издания (фамилии
автора или названию издания, автор которого не указан).
В систематическом каталоге карточки расположены по отдельным отраслям знаний в
порядке, определяемом библиографической классификацией. Разновидностью такого каталога
является каталог новых поступлений, в котором содержатся названия книг, поступивших в
библиотеку в течение последних месяцев.
В предметном каталоге названия книг размещены по определенным предметам (темам)
исследования, отраженным в рубриках. Сами рубрики и названия книг в этом каталоге следуют
друг за другом в алфавитном порядке.
Для подбора литературы полезно воспользоваться библиографическими и реферативными изданиями. Необходимо просмотреть юридические журналы, в частности последние номера за тот или иной год, в которых даны указатели материалов,
опубликованных в журнале за год. Можно просмотреть постраничные ссылки на
использованную литературу в монографиях, учебных пособиях и журнальных статьях.
Нельзя упускать из вида сборники научных трудов вузов и научно-исследовательских
учреждений, тезисы и материалы научно-практических конференций. Ценную информацию, особенно при изучении спорных вопросов темы, студент может получить из рецензий на работы ученых и преподавателей. Наконец, некоторые учебники, учебные пособия, учебные программы, планы семинаров и практических занятий по дисциплине, к которой имеет отношение выбранная студентом тема исследования, содержат списки нормативных актов, основной и дополнительной литературы.
Изучение специальной литературы (монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомендуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует ознакомиться с книгой в общих чертах.
Необходимость этого этапа определяется тем, что вовсе не обязательно тратить время на
прочтение каждой книги, возможно, вам понадобится лишь отдельная ее часть или даже просто конкретная информация. В этих целях может оказаться достаточным прочитать справочный аппарат издания, который включает: выходные сведения (заглавие, автор, издающая организация, год издания, аннотация, выпускные данные и т. д.); оглавление или содержание; библиографические ссылки и списки; предисловие, вступительную статью, послесловие или заключение. Такое ознакомление с книгой поможет установить, целесообразно ли дальнейшее ее изучение.
Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержания и тщательная
проработка текста.
Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется скрупулезно ее изучить.
Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного. При чтении литературы важно уточнить все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным правовым актам, в которых может быть дано их толкование. Вместе с тем в тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие.
Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тщательная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопировать составляется конспект. Он представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора без излишних подробностей. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для научной работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы впоследствии при написании курсовой и дипломной работы, доклада или статьи можно было сделать ссылку на использованный источник.
Чтобы на конспектирование затратить меньше времени, прибегают к различного рода
сокращениям: стандартным (гос., ж. д., обл. и т. д.), аббревиатурам (например, УК, УПК, ГПК
и пр.), знакам-символам (например, к математическим: =, >, <, + и др.), указывают начальную букву слова (энциклопедический метод) либо вводят свои знаки.
Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искажений передать мысль автора, то прибегают к дословным выпискам-цитатам. В случае использования студентом в своей научной работе этих выписок необходимо точно записать источник заимствования, т. е. дать его библиографическое описание по ГОСТу и указать номера страниц, с которых они сделаны.
Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат. Планом книги является ее оглавление. При реферировании в малом по объему тексте кратко излагаются основные положения и выводы, содержащиеся в публикации.
Некоторые читатели при работе с книгой делают всякого рода пометки на полях и выделения в тексте, обращая внимание на важные или спорные положения, выводы и аргументы. Однако «черкать» можно только свою книгу, а не библиотечную. Поэтому, работая с библиотечным изданием, прибегают к закладкам с надписями, которые помогают быстро найти нужную информацию.
Одним из способов сбора информации являются вырезки из газет и журналов. На каждой вырезке необходимо указать источник (название газеты или журнала, год, номер, дату выпуска), чтобы впоследствии можно было сделать ссылку на использованную публикацию. Для систематизации вырезок можно составить картотеку, список или просто разложить их по тематическим папкам.
Контрольные вопросы
Формальная логика как метод мышления.
Основные законы мышления
Формы теоретического мышления.
Основные принципы методологии
В чём сущность доказательства?
Какие виды доказательств Вам известны?
Какова методика анализа базовых понятий и работы с литературными
источниками?
Каковы главные источники первичной научной информации?
Литература основная: 1-8.
Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.
Лекция 5. Общенаучные и общелогические методы научного исследования
Цель: Дать представление о теоретических методах научного исследования.
1. Общенаучные и частные методы научного исследования
2. Общелогические методы научного исследования
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы