5. План исследования.
В зависимости от состояния знания об изучаемом объекте существуют следующие планы исследования:
а) поисковый
б) описательный
в) экспериментальный.
Поисковый - применяется в случае отсутствия ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы. Поисковый план включает три этапа работы: изучение документов, опросы экспертов, наблюдение.
Описательный - применяется тогда, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверка этой гипотезы, получение точных характеристик изучаемого объекта. Этот план предусматривает использование следующего набора исследовательских средств:
n выборочное обследование;
n опрос;
n статистический анализ данных.
Экспериментальный - применяется тогда, когда имеющееся знание об объекте позволяет сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана - выявит причинно-следственные связи в объекте, раскрыть его структуру, причины, обуславливающие его функционирование и развитие.
Помимо выше перечисленных стратегических планов существует и методический план исследования, с помощью которого раскрываются методы сбора, обработки и анализа информации.
Исследование предполагает составление рабочего плана, который призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с программой, календарными сроками, затратами.
Основные звенья рабочего плана:
n пилотажное исследование;
n полевое исследование;
n подготовка данных для обработки;
n обработка данных;
n анализ и интерпретация данных;
n изложение результатов.
Контрольные вопросы
Какие этапы выделяют в процессе исследования?
Перечислите важнейшие этапы научного исследования и кратко изложите основное содержание каждого из них.
Раскройте основные элементы плана исследования
В чём различие между анализом и исследованием?
Что понимают под объектом исследования?
Что понимают под предметом исследования?
В чём заключается формулирование научных выводов?
Литература основная: 1-8.
Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.
Лекция 9. Оформление результатов исследования. Отчет по исследованию
Цель: Познакомить студентов с механизмом и дать навыки грамотного оформления результатов исследования и составления отчета.
1. Оформление результатов научного исследования.
2. Отчет о научном исследовании
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы