1.Оформление результатов научного исследования.
Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников литературы. Некоторые работы имеют седьмой элемент - приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.
Титульный лист - это первая страница рукописи, на которой указаны
надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения
о научном руководителе, место и год выполнения работы.
К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Далее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора.
В средней части титульного листа пишется заглавие работы.
В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная
работа, магистерская диссертация).
Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы. В некоторых учебных заведениях установлены другие формы титульного листа, например, предлагают сведения об авторе помещать после заглавия и подзаголовка, а последний - впереди заглавия.
Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и
других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно может быть в
начале либо в конце работы. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В
нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы,
показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы
научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором,
описываются методы и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях,
кроме того, указывают объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту,
теоретическую и практическую ценность полученных результатов и сведения об их апробации.
Обычно объем введения не превышает 5 - 7% объема основного текста.
Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т. д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.
В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты
исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие науки и учебного процесса в вузе.
Объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста. В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.
В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии
подлинных документов, выдержки из справок, отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.
Рубрикация - это деление текста на составные части с использованием заголовков,
нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и
параграфов, которые, как правило, нумеруются. Каждый из названных членов деления текста, в
свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определенной части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определенной мыслью, предметом изложения. В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.
При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления
понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объема
понятия посредством выделения в нем видовых понятий. Операция деления должна
производиться по следующим правилам:
1. Деление должно быть соразмерным, т. е. объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия. При нарушении этого правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами».
2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Нарушение этого правила влечет ошибку, называемую «сбивчивое деление».
3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое.
4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. Нарушение этой последовательности приводит к ошибке, называемой «скачком в делении». Рубрикация текста обычно связана с нумерацией - числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов - прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов - арабскими цифрами. Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация.
В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация. Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами. Внутриабзацные перечни применяют: а) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчеркнуто выделить; б) когда к работе
предъявляются требования особой компактности. Они могут быть с простыми и
расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно
ставят запятую. Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками
препинания ставят точку с запятой или точку. В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.
Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:
1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены
цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;
2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или
прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой. При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания: 1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень; 2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.
Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т. д.). Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования. Чтобы избежать длинных заголовков, вводят уточняющие слова или подзаголовки. При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу
над предыдущим.
Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа в черновом варианте,
а затем в нее вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи. При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полнота собранного фактического материала по главам и параграфам. После того, как готова черновая рукопись, ее необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении ее содержания, литературной правке и оформлении. Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала. Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций. Литературная правка состоит в обработке произведения с точки зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.
Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованной литературы и приложений. В зависимости от целевого назначения и специфики содержания научной работы используются различные типы изложения материала: описательный, повествовательный или объяснительный.
Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки.
Повествовательный тип изложения характеризуется изложением материала в хронологическом порядке, обрисовкой причинно-следственных связей исследуемых предметов и явлений. Повествовательные тексты обычно начинаются с описания причин и условий, вызвавших то или иное явление.
Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т. д.); местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и другие); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-
следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой ( рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к..., обратимся к...), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).
Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала.
Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на
установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то,
кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность.
Однако использование автором в тексте местоимения «мы» может произвести
неблагоприятное впечатление на читателя. В связи с этим в последние года авторы стали
излагать свое мнение от первого лица единственного числа (я полагаю, по моему мнению) или
от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы и
вовсе избежать употребление местоимения, можно писать неопределенно-личными предложениями, либо предложениями со страдательным залогом. Ради объективности в тексте научного произведения личные пристрастия, эмоциональные моменты не отражаются.
В рукописи следует избегать канцеляризмов, штампов, избыточных словосочетаний
Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных
предложений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукообразности и по
возможности кратко. Краткости можно добиться, прибегая к общепринятым сокращениям
слов и словосочетаний, замене часто употребляемых понятий аббревиатурами. Сокращению подлежат различные части речи.
При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов.
При отсечении конечной части слова оставшаяся часть должна: позволять безошибочно
восстанавливать полное слово; заканчиваться на согласный; при стечении в конце нескольких разных согласных заканчиваться на последнем из них; при стечении в конце двух одинаковых согласных заканчиваться на одном из них. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. - статья, см. - смотри.
Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых
сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5 ГОСТ, например: г. - год (при
цифрах), к. - копейка (при цифрах), р. - рубль (при цифрах), с. - страница (при цифрах и в
примечании), т. - том (при цифрах и в примечании), ч. - часть.
Следующий способ сокращения - пропуск нескольких букв в середине слова,
вместо которых ставится дефис, например: ин-т - институт, д-р - доктор, з-д - завод, изд-
во - издательство, м-во - министерство, р-н - район, ун-т - университет. В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов:
⎯ после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т. д. (и так
далее), и т. п. (и тому подобное);
⎯ при географических названиях;
⎯ при цифрах, например: ХХ в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;
⎯ при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1), подп. 2
(подпункт 2), рис. 3 (рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таблица 4), ч. 1 (часть 1), т. 5__
⎯ при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени),
тов. (товарищ).
Не допускается сокращение слов «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри
предложения. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например». В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают первую либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например: микрофиша - мфиша, диафильм - дф. В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, например: профессионально-технический - проф.- техн. Сокращение обозначается точкой. Точка не ставится:
⎯ если сокращение образовано выбрасыванием средней части слова и заменой ее дефисом, например: изд-во (издательство), р-н (район), хоз-во (хозяйство);
⎯ в конце сокращений, образованных путем удаления гласных, например: млн,
млрд;
⎯ после сокращенных обозначений единиц физических величин, например: 5 г, 10
кг, 1 т, 20 мм, 50 см;
⎯ в буквенных аббревиатурах.
ГОСТ разрешает применять сокращения, им не предусмотренные, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного
аппарата, обеспечивающего их расшифровку. Это означает, что при первом использовании
таких сокращений необходимо в круглых скобках или ссылке объяснить их значение.
Можно в начале работы дать список принятых сокращений. По способу оформления различают два вида табличного материала: таблицы и выводы.
Таблица - это перечень цифровой и (или) текстовой информации, приведенной в
систему и разнесенной по графам и строкам, разделенным линейками.
В таблицу входят следующие элементы: 1) порядковый номер; 2) тематический
заголовок; 3) заголовочная часть (головка); 4) основная часть, состоящая из боковика и
прографки, в которой графы (колонки, столбцы) и строки (горизонтальные ряды) отграничены одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.
Порядковый номер таблицы ставят тогда, когда в курсовой или дипломной работе
их две или более. Он помещается над правым верхним углом таблицы. Слово «таблица»
пишут с прописной буквы, знак «№» не ставят. На каждую таблицу делают ссылку в
тексте работы. Тематический заголовок должен кратко отражать содержание таблицы. Он
помещается над таблицей, посередине. Его пишут с прописной буквы, без точки в конце.
Заголовочная часть таблицы, называемая головкой, содержит заголовки граф. Они пишутся с прописной буквы, в большинстве случаев в именительном падеже единственного числа. Подзаголовки начинают с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение,
и со строчной - если они образуют одно предложение с основным заголовком графы. В конце
заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставят. Не рекомендуются диагональные
(косые) линии в головке с надписями по обе стороны диагонали.
При переносе таблицы на другую страницу можно тематический заголовок и головку
таблицы не повторять, а пронумеровать графы и продублировать нумерацию на следующей
странице. В этом случае над другой частью таблицы помещают слово «Продолжение», а
если таблиц несколько, то указывают ее номер.
Боковик - это крайняя левая графа таблицы, содержащая информацию, связанную с
горизонтальными рядами. Строки боковика должны подчиняться его заголовку. Они
начинаются с заглавной буквы, а подчиненные названия - со строчной.
Прографка - это графы, содержащие информацию, связанную как с головкой, так и с
боковиком таблицы. В таблице не должно быть пустых граф. При отсутствии сведений в
графах ставят тире. Если в следующей строке текст повторяется, то его заменяют словами
«То же» или кавычками. Текст строк печатают с прописной буквы. Цифровые данные
располагают: единицы - под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями,
десятые доли - под десятыми и т. д.
В таблицу не рекомендуется включать отдельную графу «Единицы измерения».
Общую для всех сведений единицу измерения указывают в соответствующей строке
боковика или заголовке графы.
Разновидностью таблицы является вывод. Он представляет собой таблицу без вертикальных и горизонтальных линий, содержащую боковик, отточия (ряд точек) и несколько граф и строк. Вывод может не иметь заголовка, если он является продолжением излагаемого текста и стилистически с ним связан.
В качестве иллюстративного материала в курсовых и дипломных работах иногда
используются графики, диаграммы и схемы.
График - это условное изображение соотношения величин в их динамике при
помощи геометрических фигур, линий и точек. График содержит следующие элементы: 1)
заголовок; 2) словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов
графического образа; 3) оси абсцисс и ординат, шкалу с масштабами и числовые сетки; 4)
числовые данные, дополняющие или уточняющие величины нанесенных на график показателей.
Основа графика - его геометрические фигуры, линии и точки, с помощью которых
изображают величины. Оси абсцисс и ординат вычерчивают сплошными линиями без
стрелок на концах. По осям координат указывают условные обозначения, а на самих осях -
числовые значения. График может быть снабжен координатной сеткой. Часто вместо сетки
масштаб наносят короткими штрихами (рисками) на осях. Числовые значения штрихов
масштаба пишут левее оси ординат и ниже оси абсцисс. Для экономии места числовые
значения можно начинать не с нуля, а ограничивать их теми значениями, в пределах которых
показывается соотношение величин. В зависимости от целей, количественной базы и
применяемых геометрических знаков графики могут быть линейными, столбиковыми,
полосовыми, секторными (круговыми) и т. д. На графике может быть изображена динамика нескольких явлений. Тогда их кривые должны быть хорошо различаемы по цвету или форме.
Если для построения графиков используются такие геометрические фигуры, как
прямоугольники и круги, то их называют диаграммами.
Столбиковая диаграмма строится в системе прямоугольных координат, Основания
столбиков одинаковой ширины помещаются на оси абсцисс, а их высота отражает величину явления. Конкретное значение показателя может быть указано на самом столбике.
Столбики могут располагаться вплотную друг к другу или через определенное равное
расстояние.
Полосовые диаграммы отличаются от столбиковых тем, что прямоугольники в них
расположены не вертикально, а горизонтально (полосками).
Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, каждый из
которых занимает площадь круга, соответствующую величине отражаемого явления.
Схема - это изложение, описание, изображение чего-нибудь в главных чертах.
Обычно делается без соблюдения масштаба с помощью условных обозначений. Эти схемы
вычерчиваются в виде прямоугольников или иных геометрических фигур с простыми
связями-линиями. Встречаются учебные пособия, в которых основные сведения по дисциплине
представлены в виде схем.
Все содержащиеся в научной работе графики, диаграммы, схемы, рисунки и другие
иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация может быть по главам или сквозной
(через всю работу). Если в работе содержится одна иллюстрация, то она не нумеруется.
В тексте делают ссылки на графики, диаграммы и т. д. В том месте, где читателя
нужно отослать к ним, делают ссылку в виде выражения типа «Диаграмма на рисунке 2
наглядно показывает.» или «(см. рис. 3)»._ Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом: элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы