logo
МИНОБРНАКИ РОССИИ

4.Организация исследования.

Важным моментом в организации научных исследований является выбор этапов, процедур и операций, а также их последовательное расположение и осуществление.

Для более точного понимания организации исследований необходимо иметь правильное представление о понятиях «операция», «процедура», «исследовательский проект».

Наиболее простое понимание понятия «исследовательская операция» это рассмотрение ее как некоторого элементарного действия.

При таком подходе любое исследование можно представить как деятельностную систему с заранее и точно определенным элементарным уровнем, определенным набором действий. Но выделение элементарного действия требует определения критерия элементарности.

Поэтому здесь возникла необходимость выделения центрального звена, характеризующего систему как целое, с одной стороны, и достижение элементарного уровня, с другой.

При организации исследования всегда необходимо знать, что конечный его результат - некоторое интегральное знание, т. к. исходной и конечной целью всякого исследования является создание или получение новых значений, выработка которых не осуществляется сразу.

Так если интегральную систему знаний обозначить через А, а каждую ее подсистему А1, А2 ... Аn, то можно считать, что исследовательская процедура есть совокупность действий, направленных на достижение сформулированных в каждой подсистеме целей В1, В2 ... Вn. Достижение В1 означает создание А1, В2 - создание А2 и т. д.

Выполнение исследовательской процедуры предполагает выполнение исследовательских действий, например, измерений, наблюдений, вычислений и т. п.

Реконструкция исследовательских процедур и операций предполагает:

а) что могут быть описаны знания А1, А2 ... Аn необходимые для установления интегрального знания А;

б) каждое исследовательское действие может быть представлено непустое множество высказываний;

в) элементарные действия могут быть зафиксированы в некоторых правилах в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в данной науке.

Под организацией исследований следует понимать такую последовательность и состав процедур и операций, которые гарантируют достижение цели в оптимальные сроки.

В самом общем виде исследование включает в себя следующие этапы:

1.   постановку и уточнение задачи;

2.   выдвижение гипотез;

3.   теоретическую разработку гипотез, их проверку и оценку;

4.   создание программ и инструкции для экспериментов;

5.   проведение экспериментальных исследований;

6.   сбор и обработка эмпирических данных;

7.   сравнение выдвинутых гипотез с результатами экспериментов и наблюдений. Их оценка, принятие или отбрасывание;

8.   формулирование перечисленных вопросов и постановка новых задач;

Эти основные этапы задают структуру научного исследования, т. к. определяют отношения между последовательностью соответствующих процедур и операций, фиксируют их содержание.

Необходимо отметить, что далеко не все исследования включают в себя все перечисленные этапы. Некоторые, могут ограничиваться лишь некоторыми из них.

В науке имеет место исследование, носящее чисто эмпирический характер. Преобладание эмпирических теоретических этапов в исследовании является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. Но, тем не менее, большинство научных исследований включают в себя все перечисленные выше этапы. Очень важным в организации исследования является правильная его методологическая организация, с одной стороны, и обоснованный выбор одного пути решения исследовательской проблемы из множества других, с другой.

В первом случае необходимо знать, что исследование методологически организовано тогда, когда все его этапы выделены и описаны одновременно с постановкой основной исходной задачи. Это описание включает в себя:

n  полный перечень этапов решения задачи;

n  схему всех целей; перечень всех процедур и операций, необходимых для достижения целей;

n  требования к средствам, необходимых для реализации процедур и операций;

n  перечень предполагаемых трудностей в осуществлении процедур этапов;

Данное описание называется исследовательским проектом или исследовательской программой.

Второй случай ориентирует исследователя на то, что при выборе из ряда исследований, предпринимаемых для решения одной и той же задачи, преимущество имеет то, которое ведет к получению необходимого знания через а) использования меньшего числа процедур и операций; б) использование менее затратных процедур и операций.

Помимо этого необходимо помнить и тот факт, что исследовательские проекты являются более эффективным в методологическом отношении, чем более простую структуру исследования они предлагают.