4.Особенности современного научного знания
Современная наука имеет ряд важных особенностей.
а). Превращение науки в непосредственную производственную силу общества.
Данная область привела к появлению системы «наука - техника - производство».
Производство становится технологическим применением наук.
Наука интегрируется с производством. Это нашло применение в создании НПО. В них производится не только научный поиск, но и организовывается тех. проработка полученных результатов. Эта особенность привела к повышению значимости прикладных исследований, ориентации науки на практику. Но это не означает снижения значимости фундаментальных наук.
б). Диалектизация. В современную науку все шире проникают идеи диалектики, раскрывающие противоречивость современного научного знания. Диалектизация науки отражает проникновение человеческого мысли в глубины мира. Диалектичность объектов изучения преломляется в диалектичность знания о них, в противоречивости, сложности и динамичности самого процесса познания.
в). Теоремизация выражается в повышении уровня абстрактности научного знания. Существенно возрастает удельный вес теоретического знания. Появился метатеоретический уровень исследования, где объектом анализа выступает сама теория. Метатеория - это теория о теории.
г). Математизация- характеризуется проникновением математики в области научного знания. Средства математики используются другими научными дисциплинами.
Математизация - применение методов и средств математики для изучения объектов других наук.
С математизацией связана и компьютеризация современного научного знания.
д). Экологизация - проникновение задач и регулятивов экологического характера в самые разные отрасли науки.
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы