logo
МИНОБРНАКИ РОССИИ

4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.

Любой научный поиск от его творческого замысла к конечному оформлению осуществляется индивидуально, но можно выделить общие, методологические подходы его проведения. Сформированность методологической подготовки и способность к овладению научным поиском имеет такие критерии оценки:

- качество знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, обобщенность, конкретность, четкость);

- действующие мотивы (стойкие познавательные интересы, установки);

- привычки самостоятельного овладения знаниями и умениями в разных формах самообразования (слушания, наблюдения, эксперимента и др.);

- умение самоорганизации познавательной деятельности (саморегуляция, самоконтроль);

- умение выполнять операции умственной деятельности, в частности анализировать, сравнивать, выделять существенное, синтезировать, доказывать (устанавливать) причинно-следственные связи, проявлять способность к обобщению, доказательства, построения гипотезы и др.;

- полнота самооценки и критической оценки.

Системно-структурный исследовательский прием получил общенаучное значение и включает в себя:

- рассмотрение любых объектов как сложных образований, которые имеют определенную структуру и являются компонентами более общих систем;

- познание структуры объекта;

- выявление законов структурных отношений и внешних связей, их формулирование не только в качественном, а и в количественном виде.

Знания методологии в научном поиске разрешит привести в порядок полученные результаты, раскрыть возможности поиска для решения проблемы, развить способность к ведению дискуссий

и сформировать интеллектуальные способности личности.

Во время научного исследования должна быть определена программа научного поиска, в которой отображены:

- исследуемое явление;

- показатели и критерии его исследования;

- методы, которые используются;

- порядок применения тех или других методов как составных общей методики исследования. Отдельная совокупность методов индивидуальна для каждого исследования, при избрании которой учитывается большое количество факторов, прежде всего предмет, цель и задача исследования. Методика исследования, не смотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет постоянную структуру, основными компонентами которой являются:

- теоретико-методологическая часть, на основе которой строится методика исследования;

- историко-теоретическая, которая предусматривает исследования явлений, процессов с учетом связей и взаимозависимостей между ними;

- практическая, то есть обобщение результатов исследования как логическое завершение научного поиска, их аргументация.

Все методы можно объединить в единую группу с общим названием «методы познавательной деятельности», что указывает на активный процесс в планировании и проведении научно-исследовательской работы

Исследовательские приемы - это инструменты, с помощью которых решаются те или другие проблемы, открываются закономерные связи явлений, которые изучаются. От правильного выбора метода зависит успешность исследования явления. Методика должна отвечать конкретным задачам исследования и четко отображать специфику явлений, которые изучаются, а не механически заимствовать методы из других наук. Для результативного решения поставленной проблематики есть смысл использовать конкретную методику, которая отвечает избранной тематике исследования.

Контрольные вопросы

Раскройте сущность и уровни методологии.

Перечислите основные методы научного исследования и кратко охарактеризуйте

их возможности.

Назовите основные методы сбора и изучения научной информации и опишите их.

Каковы структура и функции теории?

В чём состоит сущность теоретического анализа как метода научного

исследования?

Литература основная: 1-8.

Литература дополнительная: 2,3,4,6,7,10,16.

Лекция 4 Логика научного исследования

Цель: Дать представление о логике научного исследования

1.  Логическая структура научного исследования.

2.  Категориальный аппарат научного исследования.

3.  Источники исследования