1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
.
Научное исследование начинается с данных опыта. Но эти данные являются не началом, а конечным результатом сплошного познавательного процесса, уходящего корнями в познание.
Получение опытных данных всегда связано с определением формы логического мышления.
Необходимо помнить, что эмпирическое исследование не сводится лишь к получению данных опыта. Она включает в себя не только проведение опытов, но и логическое исследование и обобщение данных опыта.
Эмпирическое исследование является первой ступенью научного познания, которую следует рассматривать исходной лишь в рамках научного познания.
При этом необходимо помнить, что истоки эмпирического исследования в определенной степени подготовлены в других видах познания, для которых сама возможность эмпирического исследования является следствием.
Эмпирическое исследование связано не только с чувственной ступенью обыденного познания, но и с его логической ступенью.
Эмпирическое исследование имеет свои средства получения научных знаний. К ним относятся:
1. постановка научного опыта - наблюдения и эксперимента;
2. обыденное знание (чувственные и логические), необходимые для описания чувственных восприятий, возникающих в процессе наблюдения и эксперимента;
3. предварительные научные знания, необходимые для описания чувственных восприятий, полученных в опыте;
4. некоторые философские знания.
В результате применения этих средств возникает первая, относительно простая форма эмпирического знания в виде данных опыта, фиксирующих чувственные восприятия исследователя выраженные в соответствующих понятиях.
При дальнейшей логической и математической обработке данных опыта можно получить более сложные формы эмпирического знания.
Располагая данными опытами, можно провести их исследование, выявляя связи между нами, находя зависимости одних данных опыта от других, распределяя данные опыта по группам и т. д. и сделать это можно с помощью таких средств исследования как логическая и математическая обработка данных опыта и их эмпирическое обобщение.
Логическая обработка - анализ и синтез данных опыта с целью их систематизации и классификации.
Математической обработке предшествует составление таблиц, графиков и т. п. с целью выявления функциональных зависимостей одних данных от других.
Эмпирическое обобщение осуществляется посредством индукции с целью установления закономерных связей между данными опыта внутри каждой группы. В эмпирическом исследовании существуют 3 стадии, в процессе которых добываются эмпирические знания трех типов. Первая стадия - исходная и основная. Главное - научные опыты в которых добываются знания в виде отдельных данных опыта. Вторая стадия - первичная обработка некоторой совокупности данных опыта. В результате обработки получают более сложные эмпирические знания - знания о связях одних данных опыта с другими, что позволяет разбить данные опыта на группы и систематизировать.
Третья стадия - обобщение данных опыта внутри каждой группы.
В процессе обобщения совершается мысленный переход от конечного числа членов каждой группы к бесконечному их числу. Это позволяет получать знания о закономерностях группы. Эти знания - высшая форма эмпирического знания.
- 1.1 ЦелЬ и задачи изучения дисциплины «Методология и методика научного исследования в социально-культурной деятельности»
- 1.2 Структура и объем дисциплины
- 1.3 Содержание дисциплины
- 1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
- 2.Основные функции науки
- 3.Классификация наук
- 4.Особенности современного научного знания
- 5.Наука и обыденное знание
- 1. Научное исследование: сущность, виды, уровни
- 2..Этапы научного исследования
- 3.Цель и задачи научного исследования
- 4.Организация исследования.
- 5..Информационное обеспечение научного исследования
- 1.Метод исследования
- 2..Методологические принципы научного исследования
- 3..Методы построения научной теории: аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математический. Особенности теоретического знания.
- 4..Исследовательский поиск. Источники и условия исследовательского поиска в социально-культурной деятельности.
- 1. Логическая структура научного исследования.
- 3..Источники исследования
- 1. Общенаучные и частные методы научного исследования
- 2..Общелогические методы научного исследования
- 1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
- 2. Эмпирические методы научного исследования
- 1..Программа исследования и процедуры ее разработки
- 2.Сущность понятия «научно-исследовательская тема»
- 3.Основные направления развития научных исследований в социально-культурной сфере
- 4..Роль научных исследований в совершенствовании социально – культурного обслуживания населения
- 1. Общая характеристика основных этапов научного исследования
- 3..Определение объекта и предмета исследования.
- 4.Определение цели и постановка задач исследования.
- 5. План исследования.
- 1.Оформление результатов научного исследования.
- 2.Отчет о научном исследовании
- 4. Самостоятельная работа.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Методические рекомендации для преподавателя
- 7. Методические указания для студентов
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 9. Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы