logo search
пособие_КСЕ

Творчество

Творчество может рассматриваться в двух аспектах - философском и психологическом. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в различные исторические эпохи.

Творчество – это деятельность человека, преобразующего природный и социальный мир. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

В психологии творчество изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс.

Творчество как процесс изучалось первоначально на основе самоотчетов деятелей искусства и науки. Некоторые естествоиспытатели – Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре – выделили в этих самоотчетах несколько стадий в процессе творчества от зарождения замысла до момента, когда в сознании возникает новая идея.

Английский ученый Г. Уоллес в 1924 г. выделил в процессе творчества четыре стадии: подготовку, созревание идеи, озарение и проверку.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом конкретно-научного исследования с использованием тестов и методик их обработки и анализа. При оценке творческих способностей личности особая роль отводится воображению, гибкости ума. Разрабатываются методики стимуляции группового творчества.

Успехи кибернетики, передача техническим устройствам умственных операций, поддающихся формализации, резко повысили интерес к творческим действиям личности, которые не могут быть формализованы.