logo
Развитие Игровой деятельности книга

«Пора кушать»

В эту игру можно включать разнообразные действия, самые про­стые из них доступны уже годовалым малышам. Например, взрослый может показать ребенку, как покормить куклу, поднося ложку к ее рту, как напоить ее из чашечки или бутылочки, затем он может предло­жить малышу сделать то же самое.

Постепенно крут действий расширяется, в игру включаются эпи­зоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мы­тьем посуды. Одновременно увеличивается число игровых предме­тов (в том числе предметов-заместителей), персонажей, усложняются сами игровые действия. Разыгрывая данный сюжет, можно предло­жить детям выполнить следующие действия (в любой последова­тельности):

сварить суп, кашу, компот, вскипятить молоко на плите (для этого можно использовать пустую кастрюльку или положить в нее пу­говицы, шарики, бусины, палочки и пр.; плитой может служить ку­бик или другой плоский предмет), покормить куклу из тарелочки, ла­дошки ложечкой, палочкой и напоить из чашечки;

сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палоч­кой), покормить куклу, мишку;

сварить картошку (шарики, комочки бумаги), размять ее на та­релке; сварить сосиски, макароны (счетные палочки, цилиндр из кон­структора), порезать пластмассовым ножичком, палочкой;

поджарить на сковородке котлету (колечко от пирамидки, круп­ную пуговицу, можно слепить котлету из пластилина), затем положить на тарелку;

испечь пирожки (их можно слепить из пластилина, теста или использовать для игры шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезан­ные из цветной бумаги фигурки), угостить кукол и зверей;

налить чай, сок, напоить кукол, дать им печенье, конфеты (пласт­массовые детали конструктора или мозаики, фантики, шарики);

угостил» куклу фруктами, овощами (их можно нарисовать или вырезать из бумаги, например, зеленый овал — огурчик, оранжевый — морковка, красный кружок — яблоко или помидор, зеленый круг в по­лоску—арбуз);

помыть посуду, вытереть ее полотенцем (вымыть посуду можно ладошкой или кусочком поролоновой губки, вместо полотенца можно использовать кусочек ткани).

В ходе игры воспитатель может читать малышам подходящие сти­хотворения, например:

Оладушки

—Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

—Да испечь-то испеку,

Только где же взять муку?

Вот мука!

—Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

—Я б оладьев напекла,

Только нету молока.

Вот молоко!

—Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

—Я бы испекла уже,;

Вот беда-то, нет дрожжей.

—Вот дрожжи!

Бабушка, бабушка.

Испеки оладушки!

Да испечь-то испеку

Только надо сахарку

Вот сахар!

—Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

—Печь оладьи есть сноровка,

Только где же сковородка?

—Вот сковородка!

—Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

—Ну, теперь-то напеку,

Внучке милой напеку

И любимому внучку.

Целу гору напеку!

Масленых, румяных,

С медом, со сметаной.

А. Кравченко

Сначала взрослый читает ребенку стихотворение, по-разному интонируя речь бабушки и внука (внучки) и иллюстрирует его соответствующими игровыми действиями. Например, вместо муки и сахара показывает пустую ладонь, вместо дрожжей — кубик, вместо оладье в — кольца от пирамидки, пуговицы или картонные кружочки. Сковородку можно взять из игрушечного набора посуды, вместо плиты использовать стульчик, кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки.

После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его, предложив ребенку роль внука (внучки). По ходу чте­ния стихотворения взрослый подсказывает малышу соответствующие слова и в случае необходимости помогает выполнить то или иное дей­ствие. Старшим детям можно предлагать обмениваться ролями: при желании ребенок может стать бабушкой, а воспитатель — внуком. Ма­лышу пока еще трудно произносить слова бабушки, но с подсказкой взрослого он сможет вспомнить хотя бы одну-две строчки стихотво­рения и несколько действий. Главное — желание малыша исполнять предлагаемую роль, а не правильность ее исполнения.