logo
Развитие Игровой деятельности книга

Игры с предметами-заместителями

Для развития воображения, умения действовать в условном пла­не, пользоваться предметами-заместителями полезно предлагать ма­лышам короткие игровые эпизоды, в которых они вместе со взрос­лым действуют понарошку, одушевляя различные предметы, используя их в необычном назначении. В таких играх можно использовать прак­тически любые предметы, например, можно взять кубик или брусочек и предложить малышам «сфотографироваться». «Фотографировать» де­тей можно в разные моменты. Так, во время еды можно сказать: «Вот как детки хорошо кушают! Сейчас я вас сфотографирую!» Этот при­ем используется и для того, чтобы переключить внимание детей, наг пример: «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя сфотографирую», или: «Сережа, Ваня, не стоит ссориться, давайте лучше я вас сфотографи­рую, улыбнитесь». После «фотографирования» можно сделать шутли­вые рисунки-фотографии.

Подобные игры не занимают много времени и могут спонтанно возникать в течение дня. Желательно, чтобы они стали частью жиз­ни детей. Для этого воспитатель должен импровизировать, проявлять фантазию, изобретательность. Например, в ходе ежедневных бытовых занятий и режимных процедур можно использовать шутливые срав­нения, говорить от имени различных предметов:

• снимая шапку, педагог удивляется: «Где у Аленушки ушки? Спря­тались? Да вот же они/»;

• надевая ребенку сапожки, педагог говорит: «Сапожки-сапожки, надевайтесь на Сашины ножки»;

• надевая на малыша колготки, воспитатель приговаривает: «Нож­ка-ножка, полезай в окошко!»;

• во время еды взрослый говорит от имени ложки: «Светочка, от­арой ротик, я положу в него котлетку», или от имени котлетки: «Съешь меня, Светочка!»;

• укладывая малыша спать, просит: «Подушка и одеяльце, обни­мите Коленьку»*