Лабораторная работа
Работа № 1.
Исследование статических и статокинетических рефлексов у животных.
Анализ статических рефлексов.
Статические рефлексы – установочные рефлексы, возникающие при изменениях положения тела, не связанных с перемещением тела в пространстве. Различают рефлексы положения (познотонические) и выпрямительные
А) Познотонические рефлексы –определяют тонус мышц при различном положении тела в пространстве.
Демонстрация рефлексов положения:
1) сажают животное и отмечают нормальное положение его головы, тела, конечностей. Осторожно поднимают голову животного. Наблюдают повышение тонуса мышц-разгибателей передних конечностей и повышение тонуса мышц-сгибателей задних конечностей.
2) сажают животное и отмечают нормальное положение его головы, тела, конечностей. Осторожно опускают голову животного. Наблюдают повышение тонуса мышц-сгибателей передних конечностей и повышение тонуса мышц-разгибателей задних конечностей.
Б) Выпрямительные рефлексы.
Кладут животное на подстилку спинкой и теменем вниз и в течение нескольких секунд удерживают его в таком положении:
А) освобождают голову, наблюдая за изменением ее положения - лабиринтный рефлекс, обеспечивающий нормальное положение головы по отношению к линии горизонта.
Б) освобождают верхние конечности и плечевой пояс - рефлекс с рецепторов шеи, изменяющий положение туловища.
В) освобождают заднюю часть туловища, отпускают животное.
2. Анализ статокинетических рефлексов.
Статокинетические рефлексы - установочные рефлексы, представляющие собой тонические реакции на ускорение при перемещении тела в пространстве. Статокинетические рефлексы отличаются значительной силой, быстротой и сложностью, представляют собой резкие фазные ответы, в отличие от медленных позных реакций, характерных для статических рефлексов.
А) Лифтные рефлекс - реакция на ускорение при подъеме и опускании тела.
Сажают животное на подставку и быстро опускают подставку вниз. Отмечают увеличение тонуса мышц разгибателей конечностей. Затем быстро поднимают подставку вверх – отмечают увеличение тонуса мышц-сгибателей конечностей.
Б) Рефлекс готовности к прыжку: поднимают животное, удерживая его за заднюю часть тела. Быстро продвигают его головой вперед и вниз, наблюдая за положением конечностей.
В выводе отметить расположение рецепторных зон для реализации этих рефлексов и расположение нервных центров. Проанализировать позитивную и возможную негативную роль статических и статокинетических рефлексов в жизнедеятельности человека.
Для проверки усвоения материала ответьте на следующие вопросы:
1. Где локализуется повреждение, если у человека отсутствует реакция в виде поворота головы в сторону внезапного звука и света?
2. Что такое децеребрационная ригидность, когда она развивается? Каким образом можно доказать рефлекторную природу децеребрационной ригидности?
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: