logo
Физиология с основами анатомии

Лабораторная работа

Оформляется на основе материала видеофильма «Потенциал покоя живой клетки»

Работа № 1.

Обнаружение потенциала покоя в опыте Гальвани (без металлов).

  1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.

  2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему для развития ответе мышцы седалищный нерв нервно-мышечного препарата должен коснуться одновременно поврежденной и неповрежденной поверхности.

  3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.

Работа № 2

Наблюдение вторичного сокращения в опыте Маттеучи.

    1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.

    2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему сокращается мышца 1-го препарата, почему сокращается мышца 2-го препарата, что является раздражителем для нерва и мышцы 2-го препарата.

    3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.

Для контроля усвоения темы ответьте на следующие вопросы:

  1. Как меняется величина потенциала покоя при увеличении (уменьшении) уровня калия во внеклеточной среде?

  2. Как и почему меняется величина потенциала покоя при увеличении проницаемости мембраны для ионов натрия?

  3. Как и почему меняется потенциал покоя мембраны при блокаде натрий-калиевого насоса? К каким последствиям для клетки это может привести?

  4. Как изменится потенциал действия возбудимой клетки при удалении ионов натрия из межклеточной среды?

  5. В эксперименте нервное волокно раздражают стимулами частотой 1000 Гц. Известно, что продолжительность абсолютного рефрактерного периода нервного волокна составляет 2 мс. С какой частотой будут формироваться в нервном волокне потенциалы действия в ответ на частотное раздражение?